10 июня 2009 года состоится знаменательное событие - в Москве на сцене ГКЦЗ "Россия" в ДС "Лужники" впервые выступит Dream Theater. Столица России станет одним из первых городов, где группа вживую исполнит материал со своего нового альбома Black Clouds & Silver Linings. В преддверии концерта "монстров" тяжелой прогрессивной музыки Лента.Ру взяла интервью у вокалиста команды Джеймса Лабри. Нам удалось обсудить предстоящее выступление, новый альбом, а также почему в творчестве Dream Theater так много каверов (не путать с римейками).
Лента. Добрый день, Джеймс. Приступим к интервью?
Джеймс. Да, конечно.
Л. Итак, первый вопрос. По приезде в Москву вы собираетесь посмотреть какие-то достопримечательности? Может быть Кремль, Красную площадь?
Д. Разумеется! Буквально вчера или позавчера наш московский промоутер предложил устроить нам экскурсию по городу. Вообще для меня это будет не первый визит в Москву, я уже был в ней пролетом по пути в Краснодар. Времени посмотреть город тогда у меня не было, но в этот раз я уверен, что и я и все участники группы обязательно съездим на экскурсию.
Л. Что вы ожидаете от предстоящего концерта? И чего ожидать российским фанатам? Припасли для них что-то особенное?
Д. Ну, если честно, то мне кажется, что особенным будет уже сам факт нашей встречи с тысячами российских фанатов. Мы ведь впервые в России. Так что мы с нетерпением ожидаем концерта, как, надеюсь, и поклонники. Относительно самого выступления могу заявить, что мы будет играть песни с различных альбомов: от самых ранних до современных. Так что будем надеяться, что шоу запомнится нам всем.
Л. Ваш альбом Black Clouds and Silver Linings выйдет только в июне, однако в интернете многие уже успели с ним ознакомиться, по крайней мере, в России. Многие пишут, что это очень хороший альбом, однако дают ему 7 из 10. По вашему, по шкале от 1 до 10, как вы сами оцениваете диск?
Д. Мое мнение, конечно, очень предвзятое, но мне кажется что альбом уж точно достоин больше, чем семерки. Я бы ожидал минимум восьмерки или девятки. Для меня лично новая работа показывает, что мы растем музыкально. Наши композиции стали более зрелыми, в них видна индивидуальность Dream Theater, четкое направление развития. Действительно мощным этот альбом делает возврат к нашим корням, с сохранением при этом современного звучания. Мне кажется, что это отличная сбалансированная смесь: диск показывает, кто мы есть, при этом отвечая текущим направлениям в музыке. Вообще в новом альбоме есть все что нужно: наша индивидуальность и техничная, прогрессивная, разнообразная музыка .
Л. Кстати, говорят на новом альбоме будет много каверов?
Д. Да-да, несколько будет. Не могу сейчас раскрыть все карты. Скажу, что несколько каверов уже выпущены. Например, Stargazer группы Rainbow. Кроме этого мы записали несколько песен Queen с альбома Sheer heart attack. Об остальных пока сказать ничего не могу, мы держим их в тайне.
Л. По какому принципу вы отбираете песни, на которые будете делать кавер-версии?
Д. Ну этим занимается Майк, Майк Портной. Обычно он выбирает песни, которые мы будем перепевать. Вообще он за многие вещи в нашей группе отвечает. Это здорово, когда в команде имеется человек, который берет на себя роль рулевого, который выбирает общий курс группы, указывает, куда ей двигаться. Что касается кавер-версий, то Майк старается выбирать композиции, которые оказали на нас влияние, и группы, которые оставили в истории музыки заметный след. Любой разбирающийся в музыке человек подтвердит, что группы, которые отбирает Майк, действительно оказали влияние на современную музыку. Так мы и выбираем каверы. И еще раз напоминаю, что на нашем альбоме будет еще много интересных кавер-версий.
Л. А какой ваш любимый альбом Dream Theater?
Д. О, это сложный вопрос. Я постоянно мечусь между Octavarium и Scenes from a Memory. Но только между этими двумя. А так, чтобы выделить один... Я не могу - обе эти пластинки имеют для меня совершенно особое значение.
Л. Другой темой, которую любят обсуждать в интернете, стала обложка альбома. А вообще есть во всем этом смысл: слон, книги, разбитая бутылка?
Д. Я никогда не любил подробно объяснять, что означает обложка альбома, что символизируют те или иные элементы. Мне кажется, что интерпретировать значение объектов - это личное дело каждого человека. У всех ведь свое понимание. При этом, разумеется, обложка связана с тем, о чем поется в наших песнях. Но это для слушателя - разобраться в этих взаимосвязях. А так, чтобы брать каждую деталь и объяснять, что она означает - это не по мне.
Л. Вы постоянно выступаете на одной сцене с разными командами. А есть группы из современных, которые вам нравятся? И если есть, то какие?
Д. Ну так, чтобы прямо с ходу... Мне нравится Shinedown. Очень классная команда. Еще Disturbed отлично играют, Slipknot, Stone Sour.
Л. Так значит вам по душе экстремальные разновидности современной тяжелой музыки?
Д. Конечно! Вообще, знаете, ведь сейчас очень много отличных групп появляется. И благодаря интернету они могут заявить о себе. Без него они не получили бы и доли того внимания, которое заслуживают. Сейчас любой меломан может самостоятельно заниматься поиском в сети групп, которые попадают в категорию музыки, которую он слушает. Например, тот же YouTube стал мощнейшим инструментом для команд которые хотят "засветиться" или расширить свою аудиторию.
Л. У вас не возникало желание написать какую-нибудь быструю, брутальную песню, чтобы все вокальные партии исполнялись только гроулингом?
Д. Нет, что вы. Вот если бы Майк собирал сторонний проект, то ему такая идея пришлась бы по душе, но я лично не хотел бы. Я могу оценить музыку таких групп как The Lamb of God и уважаю их за то, что они делают и как они это делают, но лично я бы не смог так петь. Я бы быстро износил свой голос. И к тому же подобная музыка лично мне не подходит как инструмент самовыражения.
Л. А как вы относитесь к группе Rush?
Д. О, я обожаю Rush. Знаете, я из Канады, вырос в Торонто и слежу за этой командой с самых их первых работ. Они действительно великолепная группа, которая до сих пор делает отличные шоу.
Л. А их музыка повлияла на вас?
Д. Конечно! Мне кажется, что музыка Rush повлияла не только на меня, но и на всю нашу группу. Если слушать Dream Theater, особенно ранний, то можно обнаружить много мест, где думаешь: "О, это напоминает Rush". Они действительно повлияли на нас, как впрочем и многие другие команды из категории прогрессивных групп. Например, Pink Floyd, Genesis. Да и вне этой категории такие коллективы как Metallica, Iron Maiden, Led Zepellin, Black Sabbath - все они оказали огромное влияние на нас как на слушателей и как на музыкантов, на то, как именно мы пишем нашу музыку.
Л. Например, ваш клавишник Джордан Рудс очень часто записывается с различными коллективами. Скажите, Джеймс, а часто вам приходилось выступать в роли приглашенной звезды у разных команд?
Д. Пожалуй, достаточно часто. Например, я записывал несколько партий для группы Redemption. Да, за годы в Dream Theater мне часто доводилось выступать в роли приглашенной звезды. Я даже участвовал в одном российском проекте True Symphonic Rockestra. Именно тогда, как я говорил раньше, мне довелось слетать в Краснодар. Там я записывал партии для этой команды. Так что да, мне довелось поучаствовать в том числе в некоторых сторонних проектах, а также записать несколько сольных альбомов.
Л. А скажите, как начинающая группа может добиться того, чтобы в записи их альбома поучаствовал Джеймс Лабри?
Д. Ну обычно со мною связываются в основном через мой менеджмент, но в конце все сводится к тому, нравится мне музыка группы или нет. Если я получил предложение поучаствовать, послушал альбом и он меня впечатлил, то я конечно соглашусь. Хотя я всегда задаюсь вопросом: имеет смысл мне принимать участие или нет. Но в целом я всегда открыт для сотрудничества.
Л. Сейчас многие группы ищут новые пути, чтобы донести свою музыку до слушателя, например, пробуют распространять ее через интернет. При этом появилась схема, при которой слушатели сами выбирают, сколько они будут платить за скачанный контент. Подумывал ли о чем-нибудь подобном Dream Theater?
Д. Во-первых, мы прекрасно понимаем, в какой ситуации в связи с появлением новых технологий находится музыкальная индустрия. То есть, я уверен, что все связанные с музыкой люди осознают катастрофические масштабы пиратства и что слушатели скачивают композиции совершенно бесплатно. Все это вносит серьезные коррективы в механизм выхода новых альбомов. Так что и мы ищем новые пути доставки нашей музыки до конечного слушателя, чтобы тот не ждал выхода альбома и все-таки не скачивал пиратские копии. Но, если честно, то это довольно сложно, придумать способ мотивировать человека на покупку чего-то, что он может получить совершенно бесплатно. Но это не только наши неприятности, в подобной ситуации находится вся индустрия.
Л. Но ведь настоящие фанаты все равно будут платить, ведь так?
Д. Разумеется. Вот я, если не покупаю компакт-диск с музыкой и скачиваю композицию из интернета, то делаю это только через iTunes. Я привык платить за музыку, и мне кажется, что покупка - это способ выразить свое уважение к команде. И кроме того, я до сих пор покупаю диски для своей коллекции. Мне нравится, когда имеется что-то осязаемое, что можно не только послушать, но и потрогать. И, как мне кажется, наши фанаты придерживаются того же мнения. Они покупают диски в том числе из-за оформления, чтобы у них было что-то материальное, что указывает на их отношение к той или иной команде.
Л. Последний вопрос. У вас в группе часто бывают разногласия?
Д. Вообще-то нет. Конечно, когда мы начинали, то они были, однако последние шесть-семь лет все просто прекрасно. Я думаю, что мы уже прошли ту фазу взросления, то время когда мы постоянно конфликтовали. Сейчас мы уже более зрелые. Если играешь в коллективе столько, сколько играем мы, то начинаешь с уважением относиться к остальным членам группы, ценить их за то, что они делают для нашей музыки. Так что сейчас у нас все прекрасно. И это радует.
Л. Спасибо, Джеймс, за прекрасное интервью
Д. И вам спасибо! С нетерпением ждем выступления. 10-го уже будем у вас!