Компоненты индекса Dow Jones, ключевого индикатора фондового рынка США, с 8 июня изменятся. На смену гигантам финансовой сферы и автопрома Citigroup и General Motors придут котировки производителя сетевого оборудования Cisco и страховщика Travelers. За последние два года это уже вторая перемена внутри индекса. Если General Motors вылетел из Dow в силу своего банкротства, то Citigroup стал жертвой слишком активного участия государства.
Индекс Dow Jones Industrial Average (DJIA) - один из ключевых биржевых показателей не только США, но и, пожалуй, всего мира. Изменения этого индекса очень часто вызывают рост или падение на фондовых площадках Латинской Америки, Азии и Европы. Показатель демонстрирует, как себя чувствуют корпорации-лидеры американской экономики. Dow состоит из 30 компонентов, каждый из которых представляет акции ведущих американских компаний, чей бизнес часто распространяется далеко за пределы Северной Америки.
Составлением и подсчетом Dow занимается компания Dow Jones & Company, принадлежащая группе австралийского миллиардера Руперта Мердока News Corp. Между тем, отцом-основателем "витрины" американского фондового рынка был редактор деловой газеты The Wall Street Journal Чарлз Доу (Charles Dow), по имени которого и был назван показатель. В конце XIX века Доу решил, что котировки ведущих компаний США было бы логично свести в один индекс, который бы отражал состояние рынка в целом. В 1884 году на свет появился Dow Jones Transportation Average, объединявший акции одиннадцати транспортных компаний, в основном железнодорожных. А 12 лет спустя был составлен куда более известный ныне Dow Jones Industrial Average.
Слово Industrial по отношению к Доу сейчас является, скорее, данью традиции. В реальности индекс представляет компании самых разных секторов экономики, от финансов до нефтедобычи и переработки. Однако в 1896 году показатель составлялся почти исключительно из акций предприятий тяжелой промышленности (тогда в индекс входило только 12 компаний). До наших дней дожила только одна из них - General Electric, которая за всю историю индекса вылетала из него всего лишь два раза, и то на весьма непродолжительный период.
Расчет индекса первоначально делался на основе среднего арифметического от стоимости акций входящих в него компаний. Позже, однако, был рассчитан делитель, изменяющийся каждый раз, когда акции той или иной компании подвергаются дроблению или консолидации. Такой способ подсчета вызывает нарекания ряда экспертов. Чем больше стоимость акции фирмы, тем больший вес она имеет в индексе. Рост дорогостоящей акции на процент оказывается более значимым для показателя по сравнению с таким же изменением акций меньшей стоимости. Сейчас ключевую роль для расчета индекса играют акции IBM, являющиеся наиболее дорогими.
Интересно, что писаных правил по включению котировок в индекс, вроде нижнего предела рыночной капитализации фирмы, не существует. Эксперты Dow Jones при выборе руководствуются общей репутацией компании-кандидата, ее стабильными показателями роста на протяжении последних лет, а также интересом к ней большого количества инвесторов.
Точно таким же непрозрачным является и исключение акций той или иной компании из общего показателя. Однако в последние полтора года список участников индекса был обновлен дважды. Такая частота изменений является аномальной: быстрее индекс менялся только во время Первой Мировой войны. Большой редкостью является и исключение компании из-за банкротства, как это произошло с General Motors.
Банкротство GM стало крупнейшим в истории американской промышленности и четвертым по масштабу в истории США вообще. Впрочем, 9 из 10 случаев финансовой несостоятельности крупных игроков произошли в XXI веке, и 5 - в ходе текущего кредитного кризиса. Это неудивительно, поскольку стоимость большинства крупных американских компаний почти беспрерывно росла на протяжении последних 100 лет.
При этом стоит отметить, что банкротства компаний довольно редко приводили к обвалу биржевых индексов. Вчерашнее заявление GM не произвело никакого впечатления на рынок, который поднял DJIA на 2,6 процента. Аналогичный результат наблюдался и при разорении коммуникационного гиганта WorldCom в июле 2002 года.
Эти банкротства рынком ожидались, и их эффект был уже "отыгран" заранее. Другое дело - крах Lehman Brothers, ставший сигналом к началу острой фазы текущего кредитного кризиса. До последнего момента игроки рынка надеялись, что государство окажет помощь Lehman или по крайней мере найдет для него покупателя. Но этого не произошло, и в результате с 15 сентября 2008 года началось беспрецедентное по масштабам падение Dow Jones, который за осень потерял почти половину своего "веса".
Возможно, исключение Citigroup объясняется желанием составителей индекса подстраховаться от подобных случаев. О том, что у Lehman Brothers начались неприятности, стало известно за несколько месяцев до его краха. Сейчас в аналогичном положении находится и Citi, до сих пор входящий в тройку крупнейших банков США по объему активов.
В интервью Bloomberg генеральный директор Dow Jones Indexes, компании, занимающейся составлением североамериканских и европейских биржевых индексов, Джон Престбо (John Prestbo) заявил, что котировки Citigroup сейчас будут в большей степени показывать ход реструктуризации компании, нежели демонстрировать общие тренды фондового рынка. Citi сейчас по сути живет за счет государственной помощи, и сохранение его акций в индексе ставило бы весь Dow в зависимость от активности министерства финансов США.