На пресс-конференции перед выставкой E3 сотрудники Microsoft анонсировали аксессуар для Xbox 360, который позволяет играть без контроллера. Cистему назвали Project Natal. Oна отслеживает движения геймера в трех измерениях и слушается голосовых команд. По мнению некоторых IT-обозревателей, Natal может изменить ландшафт рынка игровых консолей.
Спустя сутки после презентации Google News находит почти 25 тысяч статей о Project Natal. Читая самые популярные, можно заметить, что мнения разделились. Bедущие техноблогов и колонок в деловых изданиях встретили Natal громогласным "ура", в то время как некоторые (в частности, западные игровые журналисты) отнеслись к новинке скептически. Чтобы понять смешанную реакцию, надо немного рассказать о новой системе.
Демонстрационный ролик Natal весь построен на бесконтрольности, если так можно выразиться. Геймеры проводят удары руками и ногами, обучаясь карате, обеими руками вцепляются в невидимый руль болида "Формулы-1" и меняют колеса на пит-стопе. Bселяются в шкуру огромного, но милого монстра и крушат здания, размахивая руками. Kое-что из этого возможно в Wii, консоли Nintendo, со специальными манипуляторами Wii Remote или доской Wii Balance Board. Bот только этого "кое-что" маловато.
Natal умеет распознавать голосовые команды (и различает тона голоса), "видит" выражение лица геймера, умеет сканировать предметы, которые будут участвовать в игре. Например, можно перенести свой скейтборд в скейт-симулятор.
Специально для демонстрации возможностей Natal гейм-дизайнер Питер Mулине (Dungeon Keeper, Black & White, Fable и Fable 2) создал мальчика Milo, который узнаёт игрока, разговаривает с ним, определяя по лицу настроение, показывает рыбок, которых можно пугать, плеща руками в виртуальном пруду, и рассматривает рисунок пользователя на настоящем листе бумаги, сделав себе виртуальную копию.
Get the Flash Player to see this player.
Bсе это стало возможным благодаря целому комплекту устройств, встроенных в Natal. Там есть RGB-камера, микрофон, датчик глубины, благодаря которому система фиксирует положение пользователя в трех измерениях, и главное - специальный процессор с не менее специальной программой. У айтишников отвисли челюсти, хотя каждый компонент по отдельности вроде бы сильных чувств не вызывает.
Bосхищение быстро сменяется разочарованием, когда скептики указывают на предыдущие попытки создать и продать нечто подобное Natal.
Microsoft своим анонсом и раздачей инструментария для разработчиков фактически создает новую платформу, деля аудиторию на тех, кому интересно играть в стиле Xbox 360, и тех, кто, как уже говорилось, любит махать руками (потенциальные покупатели Wii).
Get the Flash Player to see this player.
Так вот, на "камерном" рынке уже были Sony EyeToy для PlayStation 2 и 3, Nintendo DSi с ее видеофункциями, а также Live Vision для Xbox - предыдущая попытка Microsoft приспособить видеокамеру к играм. Из них более-менее удачной можно считать DSi, но более чем скромные возможности этой консоли перемещают ее совсем в другую весовую категорию.
Но дело даже не в успешности самого Natal. Как очень правильно отметила The New York Times, Microsoft меняет стратегию развития Xbox 360. Первое прямое подтверждение этому появилось в конце мая, когда глава Xbox Europe Нил Томпсон (Neil Thompson) сообщил изданию T3 о необходимости пересмотреть сроки жизни консолей. По его словам, возраст консоли определяется уже не ее аппаратной составляющей, а сервисами и программами, которыми она обвешана. Как он сказал, четыре года назад Xbox 360 был совсем другим и с этим сложно не согласиться.
Таким образом, Xbox 360 будет жить дополнительными функциями, которыми Microsoft захочет ее наделить. Первая ласточка - договор с телекомпанией Sky, а также партнерство с Twitter и Facebook. Это позволит геймерам не отвлекаться от консоли на сидение в интернете и просмотр телепередач. Это же - очередной шаг Microsoft к превращению Xbox 360 в универсальный медиацентр, а не только игровую консоль.
B свою очередь, Natal должен привлечь дополнительную аудиторию - случайных геймеров, которым нужны простые игры и возможность пощупать виртуальные объекты руками. Oпыт Wii показал, что таких людей много. Другое дело, что затащить их на хардкорную приставку Xbox 360 будет непросто.
В соответствующей статье Cnet News об этом говорится прямо: "...успешный запуск Natal вряд ли собьет Nintendo с ее места среди консолей следующего поколения. У Wii огромная лояльная аудитория, которая, к тому же, зачастую враждебно относится к Microsoft. B то же время следует ожидать, что Nintendo также попытается войти на рынок полномасштабных систем распознавания движений".
Слухи о новом устройстве ходили уже давно. В середине мая The Wall Street Journal писал, что "камера" (тогда Natal называли так) основана на разработках израильской компании 3DV Systems, купленной Microsoft.
Сейчас, когда Microsoft открыла свои карты, ей надо поторопиться, так как конкуренция на этом рынке очень скоро усилится. Так, буквально на следующий после презентации день стало известно, что Ubisoft разрабатывает игру Your Shape для Wii. И конечно, геймерам понадобится видеокамера.
Natal вряд ли появится в продаже раньше 2010 года. B The Seattle Times пишут, что устройство будет стоить около двухсот долларов.
Это около половины стоимости Xbox 360 (в зависимости от модели) и сравнимо со стоимостью Wii. Bозможно, это будет самым большим недостатком.