Мир
20:01, 5 июня 2009

Мир, дружба, ислам Барак Обама обратился к мусульманскому миру

Василий Чепелевский

Президент Обама: Спасибо. (Аплодисменты).- Фрагмент записи выступления Барака Обамы в Каире.

Барак Обама - сын мусульманина, носящий арабское имя и некоторое время воспитывавшийся в Индонезии, крупнейшей в мире исламской стране. В ходе его президентской кампании недоброжелатели распускали слухи о том, что сам политик-демократ исповедует ислам, и прозрачно намекали, что Обама для Америки чужой. Даже после прихода Обамы в Белый дом примерно десять процентов его сограждан продолжают думать, что он - мусульманин. В четверг, 4 июня, президент США подробно рассказал о своем отношении к исламу и исламскому миру.

Ближневосточное турне Барака Обамы включало в себя две остановки - в Саудовской Аравии в среду и в Египте в четверг. Ключевым моментом поездки было выступление американского лидера с речью в Каирском университете. Эту речь ждали давно, и ее главная идея была известна заранее: Обама должен был протянуть исламскому миру руку дружбы и провести очередную "перезагрузку" - преодоление внешнеполитического наследия Джорджа Буша. Выступления президента ждали все. В администрации США обещали, что каирская речь станет просто-таки исторической, а зловредный Осама бин Ладен, как будто испугавшись за свой статус "врага номер один", призывал братьев-мусульман не верить преемнику Буша.

Не секрет, что начатая Бушем "война против террора" нанесла большой вред имиджу США в исламских странах и рассматривалась там как война религиозная - нечто вроде современного подобия крестовых походов. О необходимости отказа от самого термина "война против террора" заговорили еще при прежнем президенте, а от Обамы, пришедшего в Белый дом в январе, ждали масштабных перемен. В феврале главный дипломат новой администрации, госсекретарь Хиллари Клинтон, заявила о необходимости "единения" США с исламским миром. Клинтон объявила, что недопустимо связывать ислам с терроризмом, и с горечью признала, что ее единоверцы-христиане на протяжении веков тоже творили всякие "ужасные вещи".

Делал заявления по теме и сам Обама. В ходе апрельского визита в Турцию он объявил, что Америка больше не может считаться христианской цивилизацией. Такое суждение оскорбило религиозных консерваторов, но зато дало явное указание на несостоятельность сравнений иракской кампании с походами крестоносцев. А в четверг, выступая в Каире, Обама подробно разъяснил, почему "ислам является частью Америки". Речь шла о 1200 с лишним мечетях, уже построенных в США, и об американцах-мусульманах, участвующих во всех областях общественной жизни. Упомянул президент и о собственных связях с исламом - многочисленных предках-мусульманах, детских годах в Индонезии и контактах с мусульманами в США. Наконец, Обама объявил, что весь мир, в частности европейская цивилизация, перед исламом в долгу. "Как человек, изучавший историю, я также понимаю, что у мировой цивилизации есть долг перед исламом, - говорил президент. - Именно ислам - в таких местах, как Университет Аль-Азхар, - нес свет знания в течение долгих веков и проложил путь для Ренессанса и Просвещения в Европе".

Центральной идеей нынешнего выступления, как и ожидалось, стало "новое начало": "Я прибыл сюда, в Каир, в поисках нового начала в отношениях Соединенных Штатов с мусульманами во всем мире. Начала, основанного на взаимной заинтересованности и взаимном уважении, а также на понимании того, что Америка и ислам не являются взаимоисключающими силами и им не обязательно вести соперничество. Напротив, они в чем-то едины и разделяют общие принципы - принципы справедливости и прогресса, терпимости и человеческого достоинства". Речь изобиловала комплиментами, упоминаниями терпимости и уважения и могла бы показаться приторной, но аудитория встретила ее благосклонно. Кто-то даже не сдержался и громко признался Обаме в любви. Впрочем, не стоит думать, что выступление президента целиком состояло из любезностей и общих фраз: были в осторожной форме затронуты и некоторые важные моменты.

Барак Обама и Хиллари Клинтон осматривают мечеть в Каире. Фото AFP
Lenta.ru

В частности, Обама представил свой взгляд на палестино-израильское противостояние - конфликт, ключевой для региональной политики Вашингтона и во многом определяющий отношение к американцам в арабских странах. Подчеркнув незыблемость союзнических отношений США с Израилем, американский лидер выразил симпатию и к палестинцам. В частности, Обама осудил продолжающуюся экспансию израильских поселенцев на западный берег Иордана, сравнил борьбу палестинцев за собственное государство с борьбой американских негров за гражданские права и объявил, что Палестина имеет такое же право на существование, как Израиль. Разумеется, Обама настаивает, чтобы палестинцы, в частности радикальное движение ХАМАС, отказались от насильственных методов ведения борьбы, однако обозначенная политическая линия значительно разнится с курсом, проводившимся при Буше.

Реакция сторонников Израиля, имеющих в Вашингтоне мощнейшее лобби, не заставила себя ждать. Критиков насторожили, к примеру, параллели между палестинцами с одной стороны и неграми в США и ЮАР с другой, и некоторые неаккуратные словесные формулировки. Так, руководитель небезызвестной Лиги против клеветы - влиятельной еврейской правозащитной организации в США - Абрахам Фоксман (Abraham H. Foxman) усмотрел в словах Обамы косвенное признание антиизраильских идей арабов. Фоксман снисходительно отметил, что видение Обамы ему хоть и неприятно, но понятно, учитывая африканский и исламский личный "багаж" президента. Следует напомнить, что беспокойство в отношении Обамы у израильтян и американской еврейской общины возникало и раньше. Бывший сенатор не имел большого опыта в ближневосточной политике и не успел себя зарекомендовать преданным другом Израиля, а вот его наследственные связи с исламским миром были всем известны. Кроме того, евреев возмущали реверансы Обамы в отношении иранского правительства во главе с Махмудом Ахмадинеджадом - любителем порассуждать о целесообразности уничтожения Израиля.

Беспокойство - беспокойством, однако никакой паники речь Обамы у израильтян не вызвала. Некоторые, напротив, предпочли видеть в выступлении американского президента хороший задел на будущее. "Мы разделяем надежду президента Обамы, что американские усилия приведут к новой эре, окончанию конфликта и общеарабскому признанию Израиля как государства еврейского народа, живущего на Ближнем Востоке в мире и безопасности", - говорилось в заявлении, которое распространил аппарат израильского премьер-министра Биньямина Нетаниягу. Некоторую надежду на благополучный исход давнего противостояния почерпнули в словах Обамы и палестинцы. Правительство Палестинской национальной автономии, которым руководит лидер ФАТХа Махмуд Аббас и которое контролирует Западный берег, назвало речь американского лидера "прямой и честной". Движение ХАМАС, которое удерживает власть в секторе Газа, было менее благосклонным и заявило о содержащихся в выступлении Обамы противоречиях, но и оно признало наметившиеся перемены.

Теперь все ждут, к чему же приведет "новое начало" на практике. Очередную "руку дружбы" Обама протянул, и теперь его администрации остается воплотить идею взаимопонимания в реальные политические шаги. Предполагается, в частности, что США вложат немало средств в "демократические программы" на Ближнем Востоке. Цель этих программ - расположить к Америке население региона, которое, в отличие от прагматичных правителей, испытывает к США искреннюю ненависть.

< Назад в рубрику