Культура
01:13, 6 июня 2009

Война и мир оперного режиссера В Москве скончался Борис Покровский

5 июня в Москве скончался оперный режиссер Борис Покровский - человек, которого дирижер Евгений Светланов предлагал внести в Книгу рекордов Гиннесса "за безмерное трудолюбие, великий талант и верность искусству". Похороны Бориса Покровского состоятся 8 июня на Новодевичьем кладбище.

Вся жизнь Бориса Александровича Покровского была связана с Москвой. Он родился здесь в семье учителя 10 (23) января 1912 года, здесь же поступил в Государственный институт театрального искусства имени Луначарского (ГИТИС), который окончил в 1937 году, а через 16 лет стал профессором кафедры музыкального театра этого вуза.

По словам будущего режиссера, любовь к опере возникла у него в пятилетнем возрасте под влиянием записей Шаляпина и Собинова. "Я слушал, слушал и пошел в Большой театр сам", - вспоминал Борис Покровский. Режиссером Большого Покровский стал в 1943 году, после шести лет работы в Горьковском театре оперы и балета имени Пушкина.

Самой большой его удачей в эти годы стала постановка оперы Сергея Прокофьева "Война и мир" в Ленинградском академическом Малом театре оперы и балета в 1946 году. Позднее Борис Покровский вспоминал, как долгое время тщетно пытался уговорить Прокофьева написать вальс для сцены бала, а упирающийся композитор отвечал ему: "Знаю, вам там нужны вальсики, маршики, полонезики - так не будет вам ни того, ни другого, ни третьего". Но, в конце концов, режиссер добился своего - однажды на репетицию курьер доставил пакет, в котором находилась партитура вальса.

Борис Покровский на репетиции. Фото с сайта e-slovo.ru
Lenta.ru

Посмотревший "Войну и мир" Игорь Стравинский сказал Покровскому: "Никогда ничего не переделывайте из того, что вы поставили". И Покровский, осуществивший в 1959 году новую постановку "Войны и мира" в Большом театре, последовал этому совету. А тогда, в 1946 году, Прокофьев был награжден сразу тремя Сталинскими премиями. Борис Покровский с 1947 по 1950 год получил четыре Сталинских премии - по одной в год.

Несмотря на благосклонность властей, в 1948 году у Бориса Покровского произошло первое столкновение с чиновниками: за постановку оперы Вано Мурадели "Великая дружба" режиссера обвинили в "формализме" - увлечении внешними эффектами в ущерб содержанию. Аналогичные претензии были высказаны Араму Хачатуряну, Дмитрию Шостаковичу и Сергею Прокофьеву, чью музыку председательствовавший на совещание деятелей советской музыки член Политбюро Андрей Жданов сравнил со "звуками бормашины и музыкальной душегубки".

Как говорил Покровский, он был счастлив попасть в такую компанию: "Меня после всего [этого] вдвойне полюбили Прокофьев и Шостакович. 'Теперь ты с нами! - кричали мне они. - Мы не одиноки, нас много!'".

За то время, пока Борис Покровский являлся главным режиссером Большого театра - в периоды с 1952 по 1963-й и с 1970 по 1982 год - им были поставлены 42 спектакля, в том числе "Свадьба Фигаро" Моцарта, "Семен Котко" и "Игрок" Прокофьева, "Руслан и Людмила" Глинки, "Мертвые души" Щедрина, "Похищение луны" Тактакишвили, "Сон в летнюю ночь" Бриттена, "Отелло" Верди.

Сцена из "Ростовского действа" в постановке Московского камерного музыкального театра. Фото с сайта teatr.ru
Lenta.ru

В 1972 году Покровский основал Московский камерный музыкальный театр, в котором стал художественным руководителем. Наряду с классическими операми режиссер старался пополнить репертуар театра современными и редкими постановками. Так, помимо опер "Дон Жуан, или Наказанный развратник" Моцарта и "Коронация Поппеи" Монтеверди зрители его театра могли увидеть "Похождения повесы" Стравинского, "Нос" Шостаковича, "Не только любовь" Щедрина, "Дирижер оркестра" Чимарозы. Особый интерес вызвал спектакль "Комедия на Рождество, или Ростовское действо" - постановка самой древней из известных на сегодняшний день русских опер, написанной в XVII веке митрополитом Димитрием Ростовским.

За использование необычных решений в постановках критики назвали Бориса Покровского новатором. Сам же режиссер впоследствии считал себя консерватором, заявляя, что новаторство в театре является всего лишь спекуляцией. Свою позицию он пояснил так: "Я считаю, что оперные театры обязаны все время стремиться к новаторству в смысле репертуара, но не в смысле показа режиссером". Как утверждал Покровский, режиссер - такой же исполнитель, как пианист, играющий произведения Бетховена, поэтому его главная цель - эффективнее передать замысел автора, а не переосмыслять его, вкладывая новое содержание. "Режиссер не может быть диктатором, он - слуга", - утверждал Борис Покровский. При этом в книге "Моя жизнь - опера" он признавался, что "на службе у потаенного замысла автора" режиссер не имеет права "быть добреньким" и должен подчинять своей воле актерский состав.

В 1982 году в результате конфликта с руководством Покровский окончательно покинул Большой театр. Основой разногласий стало решение администрации показывать на сцене Большого оперы на языке оригинала. Позднее, в постсоветскую "эпоху капитализма", в своем Камерном театре режиссер сам был вынужден ставить спектакли на иностранных языках. Тем не менее, его отношение к Большому театру после этого с годами не изменилось. В интервью газете "Известия", данном в январе 2007 года, Покровский сказал: "Мне сейчас Большой театр безразличен. Для меня его просто не существует, и не потому, что он сам преодолел себя или стал ненужным, а потому, что его повели по ложному пути".

Начало 1990-х годов в жизни Бориса Покровского было ознаменовано еще одной значимой постановкой - ею стала написанная Альфредом Шнитке на либретто Виктора Ерофеева опера "Жизнь с идиотом". Постановка была осуществлена в Камерном музыкальном театре, а также в Амстердаме и Вене. Покровский в очередной раз подтвердил свой принцип - представлять зрителям не только популярные и известные, но и современные оперы. "Есть очень много произведений современных композиторов, которые очень интересны и требуют очень серьезного размышления, и надо их ставить вне зависимости от того, будет ли сейчас успех", - заявлял режиссер.

За свою творческую деятельность Борис Покровский был отмечен 19 премиями и наградами, а также званием народного артиста СССР.

< Назад в рубрику