Дева Мария любит украинские деревья. А может быть, украинские деревья любят Деву Марию. Или это жители Украины любят Деву Марию... и деревья? Так или иначе, сообщения о том, что на очередном украинском дереве появился нерукотворный образ Богоматери, публикуются СМИ не реже нескольких раз в год. Последний подобный случай был зафиксирован совсем недавно в селе Старычевка (Старицьківка) Полтавской области.
Члены семьи Литовченко обнаружили образ Девы Марии на старой груше у себя во дворе 11 мая 2009 года. Литовченко утверждают, что образ сам собой возник на срезе ветви, который был сделан незадолго до этого при уборке сада перед праздником Пасхи.
Как уверяют очевидцы, с каждым днем изображение Богоматери на груше становится четче. Более того, нечто похожее на икону начало проявляться также на основании ветви, которая была спилена с дерева. На право владеть чудесным сучком претендовали сразу два прибывших в Старычевку священника. Подробности конфликта клириков не сообщаются, но он оказался настолько горячим, что после него власти выставили у "святой" груши милицейский пост.
Впрочем, агрессивность священников - не единственная причина, по которой у дома Литовченко теперь вынуждена дежурить милиция. После того, как 21 мая истинность чуда официально заверила комиссия Украинской православной церкви, возглавляемая секретарем Полтавской и Миргородской епархии архимандритом Филаретом (Зверевым), в село хлынули толпы паломников. Вслед за паломниками под деревом закономерно появился сейф для сбора пожертвований. По некоторым данным, собираемые деньги предназначены для строительства рядом с грушей часовни, но точно цели пожертвований пока никто не знает. Одновременно в Старычевке развернулась торговля фотографиями новой достопримечательности. Один снимок стоит десять гривен (1,3 доллара США).
Некоторые жители села уже начали роптать на божественное провидение, в одночасье сделавшее Старычевку столь популярной. Во-первых, многочисленные паломники где попало паркуют автомобили. Не из-за отсутствия благочестия, а из-за того, что в небольшом селе попросту нет "цивилизованной" парковки. А во-вторых, на всех гостей в Старычевке не хватает туалетов. Поэтому можно предположить, что слава этого селения уже начала приобретать подозрительный запах.
Впрочем, как говорилось выше, Старычевка несет свой крест не в одиночестве. Летом 2008 года изображение Богоматери, тут же признанное нерукотворным и ставшее объектом паломничества, обнаружилось на стволе дерева в Лавровском монастыре Святого Онуфрия, расположенном в Львовской области Украины. А за несколько дней до этого в селе Журавки той же Львовской области образ Девы Марии был найден на пне. Девочки-подростки, которые первыми увидели изображение, утверждают, что удостоились чести наблюдать процесс возникновения образа. По словам девочек, акт божественного рисования сопровождался ярким свечением.
Еще одна особенность журавского образа - то, что каждый человек видит его по-разному. А некоторые вообще не видят. Жители села утверждают, что четче всего изображение проявилось, когда возле него вскоре после обнаружения справляли обряд сразу восемь священников.
Осенью 2007 года у села Добряны - опять же подо Львовом - на деревьях были замечены сразу два лика, в которых православные опознали Деву Марию и Иисуса Христа. Глаза односельчанам открыла местная первоклассница, заявившая, что видит на дереве бога. Взрослые пригляделись - и действительно нашли в очертаниях коры нечто похожее на Марию и Иисуса. "Я постоянно езжу этой дорогой на работу, но никогда не замечал ничего подобного. А вот только что прямо мороз по коже прошел, когда разглядел лик Спасителя", - описал процесс прозрения молодой человек, представившийся Василием.
Стоит ли говорить, что в Добряны тут же потянулись толпы паломников?..
К слову, отдельно от своей матери Иисус Христос почему-то не вызывает большого энтузиазма у православных украинцев. В феврале 2009 года на грушевом дереве возле храма архистратига Михаила в селе Долгополовка Винницкой области был обнаружен лик Христа, нерукотворность которого была тут же авторитетно заверена представителями церкви. Однако о сколько-нибудь масштабном паломничестве в Долгополовку СМИ не сообщали. Да и само известие о чуде пресса не освещала очень уж активно.
Для сравнения, летом 2007 года после обнаружения образов Богоматери и Христа на липе в селе Брынь Ивано-Франковской области в село потянулись тысячи православных. А кто не мог выкроить момент для визита в Брынь, - тот, по крайней мере, принимал живейшее участие в обсуждении произошедшего. "Уже в Ивано-Франковске я слышала эту историю в разных вариациях буквально везде: от родственников, знакомых, которые живут в разных уголках области, даже в стоматологическом кабинете", - свидетельствовала корреспондент издания "Унiан" Ксеня Лесив.
Кстати, фотографии липы из села Брынь в месяцы ее пиковой популярности продавали паломникам по пять гривен за штуку. То есть в два раза дешевле, чем сейчас, два года спустя, просят за фотографии груши из Старычевки. Этот факт, безусловно, свидетельствует о том, что в делах божественных далеко не последнюю роль играет прозаическая мирская инфляция.