Мир
19:11, 16 июня 2009

Ситуация, близкая к революционной Власти Ирана согласились на пересмотр итогов выборов

Кирилл Головастиков

После трех дней акций протеста иранской оппозиции, считающей сфальсифицированными результаты президентских выборов, на которых, по официальной версии, победил действующий глава государства Махмуд Ахмадинеджад, в развитии событий наметился поворот на 180 градусов. Совет стражей конституции, специальный иранский надпарламентский орган, имеющий полномочия проверять любое решение на соответствие основному закону страны, постановил пересчитать голоса избирателей.

Напомним, что сразу после окончания голосования основной кандидат от оппозиции, реформист Мир-Хосейн Мусави, заявил, что выборы выиграл он: за него якобы отдали голоса не менее 65 процентов избирателей. После того, как официальная избирательная комиссия с этим не согласилась и назвала победителем Ахмадинеджада, оппозиция возмутилась.

Мусави, не считающий себя проигравшим, сразу же сделал все необходимое для того, чтобы опротестовать результаты выборов, и подал жалобу в Совет стражей конституции. Однако нет сомнений, что гораздо больше экс-кандидата для пересчета голосов сделали его сторонники, которые самоотверженно вышли на улицы отстаивать свое право на честные выборы. Протестующим пришлось вытерпеть многое: против них были брошены силы иранской полиции, которая пустила в ход слезоточивый газ и дубинки. Досталось демонстрантам и от сторонников Ахмадинеджада, которые нападали на них и забрасывали камнями.

Протестные действия происходили не только на улицах: так, 120 сотрудников Технологического университета Шариф в Тегеране уволились в знак несогласия с переизбранием Ахмадинеджада. Поддержка оппозиционерам пришла и из-за рубежа. Иранцы, живущие за границей, устроили митинги в Берлине, Париже, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и других городах. Они утверждали, что их голоса вовсе не были учтены.

Наконец заметили происходящее и мировые политики, первоначально вяло реагировавшие на происходящее из-за нежелания вмешиваться в демократический процесс голосования (или лишний раз дразнить Махмуда "я обогащаю уран" Ахмадинеджада). Так, представитель Белого дома Роберт Гиббс и вовсе восхищался энтузиазмом, который выборы вызвали у молодых иранцев. Однако по мере развития событий заявления зарубежных политиков становились все более жесткими. К примеру, Евросоюз осудил нарушения во время выборов и беспорядки после них. Президент США Барак Обама заявил, что демократические процессы в обществе несовместимы с насилием на улицах. Жестче всех отреагировал министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер: он вызвал к себе иранского посла и потребовал от Тегерана отчитаться о событиях в стране и их причинах.

Мир-Хосейн Мусави на митинге в Тегеране. Фото AFP
Lenta.ru

15-16 июня положение в Иране приблизилась к критическому: Мусави удалось собрать на митинг в Тегеране сотни тысяч своих сторонников. Таким образом, оппозиция пошла на прямой конфликт с государством: ранее эта акция была запрещена. Власти этот вызов приняли, и постепенно стали поступать сообщения о все большем количестве убитых. В конце концов эту информацию стало трудно замалчивать, и государственные СМИ сообщили, что семь человек были застрелены при попытке напасть на военный пост и повредить государственную собственность. Конечно, полиция заявила, что этот инцидент никак не связан с происходящими в стране акциями протеста, а то, что люди были убиты непосредственно возле одной из площадей, где митинговала оппозиция, – просто случайность. Однако факт, что участники "нападения на военный пост" были не задержаны, а застрелены, говорит сам за себя – нервы у иранских властей на пределе.

Эти беспорядки уже стали самыми "кровавыми" в Иране за последнее время – так, жертвами студенческих волнений июля 1999 года были лишь четыре человека. Стоит учитывать, что семеро погибших – это только официальные данные, некоторые источники сообщают о 24 жертвах действий властей. Во вторник насилие не остановилось. Беспорядки не только продолжились в Тегеране, но и вспыхнули на улицах других городов: Мешхеда, Исфахана и Шираза. В последнем уже арестованы 100 человек.

Таким образом, оппозиционеры в прямом смысле кровью заплатили за решение о пересчете голосов. Совет стражей конституции, принявший его, и впрямь попал в сложную ситуацию: законность выборов уже была признана, в том числе духовным лидером и Высшим руководителем Ирана аятоллой Али Хаменеи. Однако оставаться "над схваткой" стало уже невозможно, и 12 стражей пошли на компромисс: итоги выборов проверят не везде, а лишь на тех участках, где оппозиция увидела нарушения.

Нельзя исключать того, что пересчет голосов пойдет по молдавскому сценарию и лишь подтвердит победу Ахмадинеджада. О том, что в этом случае будет твориться на улицах Тегерана, заранее лучше не думать.

То, что оппозиция не готова к пересчету голосов, следует и из слов Мир-Хосейна Мусави, который заявил, что его удовлетворят лишь новые выборы. Что ж, чего-то он уже смог добиться, и раз Ахмадинеджад на некоторое время уехал погостить в Екатеринбург, оппозиционеру следует ковать железо, пока горячо.

< Назад в рубрику