Незаметные лидеры

Новые виды рекламы станут многомиллиардными рынками

На любом рынке есть лидирующие сегменты и отрасли-аутсайдеры, традиционные ниши и рискованные инновационные, сохраняющие темпы роста или растущие на многие десятки процентов в год. В прогнозе сразу нескольких аналитических компаний появились указания на многомиллиардное будущее не очень заметных, но быстро набирающих силу областей рекламы.

Одним из самых переспективных направлений считается, конечно, мобильная реклама. В 2009 году на нее в США и Канаде будет потрачено лишь 208 миллионов долларов. По мнению экспертов из Parks Associates, к 2014 году рекламодатели потратят на мобильное продвижение товаров и услуг полтора миллиарда долларов.

Рост объемов мобильной рекламы зависит, в частности, от роста рынка смартфонов. Если в 2008 году в Северной Америке ими пользовалось 62 миллиона человек, то в 2013 году речь пойдет о 239 миллионах. К этому времени в США 95 процентов сотовых тарифов будут предназначены для сетей связи третьего поколения. В Канаде этот показатель составит 70 процентов.

Единственным препятствием для развития этого сегмента рынка, пожалуй, является нежелание 38 процентов владельцев смартфонов получать рекламу на свой мобильник. Правда, 37 процентам все равно, и это обнадеживает рекламодателей.

В России позиции мобильной рекламы почти в десять раз слабее, чем в США и Канаде вместе взятых. По данным PricewaterhouseCoopers, в 2008 объем отечественного рынка мобильной рекламы составил 27 миллионов долларов. Правда, он быстро растет - в 2007 году размер рынка оценивался всего в 15 миллионов долларов. Нынешние показатели сравнимы с польскими, датскими и бельгийскими.

Другой интересной отраслью интернет-рекламы является маркетинг по e-mail. К 2014 году, по мнению аналитиков Forrester Research, он не только сохранит свои позиции, но и получит от клиентов денег больше, чем сектор мобильной рекламы - два миллиарда долларов.

Через пять лет средний пользователь электронной почты будет получать от маркетологов (не спамеров) свыше 9 тысяч электронных писем в год, то есть около 25 сообщений в день. Сейчас они получают 10-12. Интересно, что при этом впустую будет потрачено 144 миллиона долларов - сообщения именно на эту сумму никогда не достигнут адресата.

Одним из недостатков почтового продвижения является быстрое замусоривание ящиков и сверхактивный рост числа рассылаемых e-mail. В 2007 году маркетологи рассылали миллион писем в месяц. Сейчас - 10 миллионов.

Неожиданно богатым оказалось и поле внутриигровой рекламы. Как полагают в Citigroup, через пять-шесть лет на нее ежегодно будет тратиться свыше миллиарда долларов. Расти этот рынок будет не очень быстро - сейчас его оценивают в 600 миллионов долларов. Зато говорят, что внутриигровая реклама лучше привлекает потребителей, чем баннеры, хотя и обходится немного дороже.

Сложнопрогнозируемым, но, безусловно перспективным направлением является и онлайновая видеореклама. Как недавно выяснил Nielsen, за год с мая 2008 по май 2009 года время, которое средний американец тратит на интернет-видео, выросло почти в полтора раза. Хотя прибыльность видеохостингов до сих пор находится под вопросом, тенденция роста потребления обнадеживает рекламодателей.

Интересно, что все эти прогнозы делаются на фоне впадения американского рынка интернет-рекламы в коматозное состояние. Расходы на поисковую рекламу, например, в первом квартале 2009 года снизились на 13 процентов.

В 2008 году на интерактивную рекламу в США было потрачено 23,4 миллиарда долларов. Огромная сумма, если сравнивать с вышеперечисленными отраслями рекламы. Не такая огромная, если вспомнить, что в 2007 году расходы составили 21,2 миллиарда долларов. Рост - 10,4 процента, самый низкий за последние шесть лет. В последнем, кризисном, квартале 2008 года темпы роста составили 2,6 процента. Еще не падение, но в опасной близости от него.

У новых отраслей рекламы есть реальные шансы занять большую долю рынка, если к 2014 году все остальные отрасли вымрут.