Администрация президента Барака Обамы 18 июня представила в Конгресс США план реформы финансовой системы страны. Этот документ предлагает самое масштабное "перетряхивание" органов финансового надзора со времени Великой Депрессии. Основная задача плана - не допустить повторения финансового кризиса осени 2008 года, который едва не похоронил американскую денежно-кредитную систему. Хотя число регуляторов в системе остается прежним, полномочий у них станет значительно больше. Этот факт уже вызвал недовольство финансовых "тузов" Америки и их лоббистов в обеих палатах парламента.
Американская финансовая система долгое время считалась одной из наиболее свободных в плане государственного надзора. Относительно низкие налоги и свобода действий банков оказали значительное влияние на убедительный экономический рост в 90-е годы, который не смогли продемонстрировать крупнейшие страны Европы или Япония. В 2000-е годы американские финансовые учреждения также процветали, генерируя рекордные прибыли за счет бума на рынке жилья.
Почти ничем не ограниченная свобода на финансовых рынках привела к созданию огромного навеса деривативов - производных ценных бумаг, общий объем которых составил более 500 триллионов долларов, что в десять раз больше всего мирового ВВП в 2008 году и в разы - стоимости всех реальных активов в мире. Хотя деривативы долгое время помогали кредитным организациям обогащаться, они же стали причиной падения некоторых из них.
Кризис 2008 года подвел черту под многолетним беспроблемным развитием банковского сектора США. Никто и представить себе не мог, что входящие в число крупнейших компаний мира американские финансовые учреждения будут исчезать одно за другим. Инвестбанк Lehman Brothers в сентябре обанкротился. Его конкуренты - Bear Stearns и Merrill Lynch были поглощены другими банками не без прямой помощи Федеральной резервной системы. Страховая компания AIG была национализирована. Прекратили свое существование банки Wachovia и Washington Mutual, а также крупнейшая ипотечная компания Countrywide Financial. Остальные вполне могли бы последовать их путем, если бы не оперативно оказанная помощь государства. В какой-то момент ФРС стала единственным кредитором в США, поскольку частные финансовые институты просто боялись давать кому-либо средства в долг.
Массовый крах банков вызвал ярость со стороны американской общественности и СМИ, которые обвиняли банкиров в безответственности, жадности, а порой и в уголовно наказуемых деяниях. Какие-то из высказанных мнений были справедливы, какие-то - не совсем, но большинству людей стало очевидно - к "ведению дел как обычно" (business as usual) Уолл-Стрит вернуться не может. Необходима масштабная перекройка всей финансовой системы. Эти настроения выразил и Барак Обама, заявивший 17 июня, что "система, постоянно подвергающая нас опасности, нас не устраивает".
В результате администрация и советники Обамы, в число которых входят немало людей, имеющих серьезный авторитет в финансовом мире - один только экс-глава ФРС Пол Волкер чего стоит, - подготовила 80-страничный документ со списком реформ американской системы регулирования. Практически все основные регуляторы, согласно данному проекту, получили большие по сравнению с прежними временами полномочия.
Американский Центробанк приобретет право надзора над всеми системообразующими финансовыми организациями страны. В список таковых попадают не только банки вроде JP Morgan или Goldman Sachs, но и страховщики, а также хедж-фонды. Любое учреждение, чей крах подвергает риску стабильность финансовой системы в целом, будет тщательно мониториться ведомством Бена Бернанке. С другой стороны, Администрация желает ограничить права ФРС во всем, что касается экстренных кредитных программ, в рамках которых Федрезерв уже запустил в финансовую систему более 6 триллионов долларов. Если поправка пройдет, то в любом подобном случае ФРС будет необходимо обратиться за разрешением в министерство финансов страны.
FDIC расширит свои полномочия в части отзыва лицензий и контроля над финансовыми организациями, оказавшимися на грани краха. Если раньше ее сфера компетенции ограничивалась банками, то теперь при условии согласия со стороны ФРС и министерства финансов, она может брать контроль и над небанковскими учреждениями.
Это новая организация, которую предполагается создать слиянием Бюро валютной инспекции (Office of the Comptroller of the Currency) и Ссудо-сберегательного надзорного бюро (Office of the Thrift Supervision). Этот институт создается для избежания дублирования функций обеих организаций, что было обычным в прежние годы.
SEC теперь займется регистрацией гораздо большего количества финансовых организаций. В частности, регистрироваться в Комиссии обяжут работающие на американском рынке хедж-фонды, а также частные инвестиционные фонды. Раньше эти структуры какому-либо контролю со стороны государственных организаций не подвергались.
А это совершенно новое учреждение, аналога которого раньше не существовало. Основной целью агентства будет контроль за финансовыми продуктами потребительского сектора, в первую очередь, за ипотечными кредитами, кредитными картами. Поводом для создания такой структуры стал кризис высокорискованой ипотеки в 2006-2008 годах, когда потребителям предлагали кредиты, вернуть которые у них не было никакой возможности. Агентство получит право не только расследования таких случаев, но и наказания отметившихся в несправедливой практике кредитования компаний и банков.
Суммируя все изменения, предложенные администрацией США, можно констатировать, что регулирования американской финансовой сферы станет намного больше, чем в докризисные времена. Практически наверняка это означает, что прежних прибылей финансистам США не видать как своих ушей. С другой стороны, безопасность системы должна, по идее, повыситься.
Среди самих банкиров мнения разделились несимметрично. Одни поддержали инициативу Обамы, считая, что это именно то, что нужно финансовым рынкам для успокоения. Так, руководитель американского представительства швейцарского банка UBS Роберт Вольф заявил, что план администрации "попал в точку", соблюдя баланс интересов финансовой сферы и государства. Другие - и таких значительно больше - уверены в том, что новая структура контроля окажется неэффективной и приведет к серьезным проблемам для финсектора. Такое мнение, в числе прочих, высказал в интервью Bloomberg конгрессмен-республиканец Скотт Гарретт. По его словам, система контроля, полностью дискредитировавшая себя в банковском секторе, теперь навязывается и прочим финансовым организациям. Профессор Стэнфордского университета Даррелл Даффи назвал предложенный порядок регулирования "ловушкой", которая приведет к "чрезмерной сложности" и "массовому уходу от правил".
Весьма прохладная реакция со стороны представителей финансового мира на предложения Барака Обамы означает, что борьба в Конгрессе за принятие новых правил будет очень жесткой. Хотя председатель финансового комитета Палаты Представителей Барни Фрэнк пообещал администрации, что поправки будут приняты до конца года, они наверняка столкнутся с серьезным сопротивлением деловых кругов и их лоббистов в парламенте. Вряд ли кто-то при этом вспомнит, что именно государство осенью 2008 года спасло банковскую систему от полного краха. Оказанная услуга, как известно, не стоит ничего.