Кризис, уже негативно сказавшийся на деятельности многих отечественных и мировых авиакомпаний, добрался и до крупнейшего российского перевозчика - "Аэрофлота". 20 июня генеральный директор "Аэрофлота" Виталий Савельев заявил, что в июле будет утверждена новая структура компании, позволяющая ей почти в два раза сократить число топ-менеджеров.
20 июня в "Аэрофлоте" состоялось общее годовое собрание акционеров, которым Виталий Савельев сообщил: "Мы летаем неэффективно". Так, за первые пять месяцев текущего года убытки компании составили 986 миллионов рублей, однако за счет курсовой разницы ей удалось показать прибыль в 246 миллионов рублей. В 2008 году чистая прибыль "Аэрофлота" по РСБУ (российским стандартам бухгалтерского учета) достигла 5,8 миллиарда рублей, выручка - 95 миллиардов.
Чтобы повысить эффективность работы, перевозчик будет вынужден провести реорганизацию. В результате из 23 руководящих постов в "Аэрофлоте" должно остаться 15. "Сегодня на генеральном директоре компании 'Аэрофлот' замыкается 23 руководителя - это чрезмерно", - отметил Савельев (цитата по "Интерфаксу"). В то же время гендиректор перевозчика подчеркнул, что сокращение позиций не приведет к тому, что сотрудники покинут компанию. По словам Савельева, они "продолжат трудиться в компании".
Кроме того, численность персонала "Аэрофлота" также может быть уменьшена. На сколько точно, неизвестно, однако, чтобы сравниться по производительности с западными компаниями, из 15 тысяч человек в "Аэрофлоте" нужно оставить около 9 тысяч, приводит расчеты Савельева "Интерфакс". По словам члена совета директоров Сергея Алексашенко, сейчас у перевозчика около 30 процентов избыточной численности.
Решение о сокращении числа топ-менеджеров и рядовых сотрудников будет принято в начале июля на совете директоров "Аэрофлота". "Безусловно, мы готовимся к сокращения персонала, как и любая компания в условиях кризиса. Но мы постараемся это сделать деликатно - с пониманием того, что эти вещи надо проводить аккуратно", - заверил Савельев.
Снизить расходы "Аэрофлот" пытается и за счет уменьшения издержек. Благодаря антикризисной программе, которую реализует компания, перевозчику удалось сократить 160 миллионов долларов из расходов, запланированных на текущий год. В частности, передает РБК, Савельев "с первого дня своей работы" наложил мораторий на все платежи, кроме зарплаты, налогов и выплаты кредитов. Также перевозчик решил сократить автопарк на 150 машин, что позволит при их распродаже сэкономить миллион долларов.
Сэкономил "Аэрофлот" и на выплате дивидендов по итогам 2008 года. Собрание акционеров утвердило выплату дивидендов в размере свыше 199 миллионов рублей, или 0,1818 рубля на одну акцию. По сравнению с 2007 годом, когда акционеры перевозчика получили более 1,5 миллиарда рублей (или 1,367 рубля на акцию), размер дивидендов "Аэрофлота" снизился в 7,5 раз.
Основной задачей для "Аэрофлота" Савельев считает закончить год с прибылью. Однако сделать это будет довольно сложно. Во-первых, две "дочки" перевозчика - "Аэрофлот-Дон" и "Аэрофлот-Норд" - могут оказаться банкротами. Сейчас они разрабатывают планы по финансовому оздоровлению, которые должны быть представлены не позднее 15 июля.
Во-вторых, финансовые показатели "Аэрофлота" сильно зависят от средств за пролет иностранных авиаперевозчиков над территорией страны (роялти). По словам Савельева, это "300 миллионов долларов, которые падают нам сверху, из них мы примерно половину отдаем Росаэронавигации". При этом гендиректор авиакомпании подчеркнул, что без роялти "Аэрофлот" уже шесть лет является убыточной компанией.
В феврале 2009 года руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев назвал практику начисления роялти "Аэрофлоту" "дикостью" и заявил, что ФАС готовит постановление правительства, предусматривающее отмену права перевозчика на получение роялти. В конце прошлого года к антимонопольщикам с просьбой отобрать у "Аэрофлота" право на роялти обратились госкорпорация "Ростехнологии" и власти Москвы, которые считают, что получаемые средства позволяют перевозчику получать дополнительную прибыль и предоставляют компании конкурентные преимущества на рынке авиаперевозок.
Однако 4 февраля министр транспорта Игорь Левитин, председатель совета директоров "Аэрофлота", заявил, что перевозчик продолжит получать роялти до 2014 года. Савельев на собрании акционеров в июне добавил, что компания должна научиться жить, "не опираясь на эти деньги с воздуха", поэтому с 2010 года "Аэрофлот" попытается вынести роялти отдельной строкой в балансе.
По прогнозам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), выручка авиакомпаний мира в 2009 году снизится на 80 миллиардов долларов, а убытки достигнут девяти миллиардов. С учетом падения пассажироперевозок российских авиакомпаний только за январь-апрель текущего года на 23 процента, "Аэрофлоту" даже с роялти и сокращением штата все равно придется нелегко.
С учетом "новой метлы", которая действительно метет "по-новому" (раньше ни о каких сокращениях и экономиях в "Аэрофлоте" не говорили), есть шанс, что авиакомпания сможет удержать за собой лидерство на российском рынке. В мае "Аэрофлот" уже занял, впервые с 2002 года, первое место на рынке внутренних перевозок России, оставив за собой лидировавшую в этом сегменте авиакомпанию S7 ("Сибирь").
Однако грядет конкуренция с "Росавиа", которую на базе разорившегося AiRUnion создают правительство Москвы и "Ростехнологии". Предполагается, что "Росавиа" станет крупнейшим перевозчиком страны и составит конкуренцию "Аэрофлоту". В 2008 году бывший гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов назвал новую авиакомпанию "пузырем" и выразил сомнение в том, что она сможет эффективно работать. Новый гендиректор "Аэрофлота" пока молчит.