В середине июня ко всем многочисленным трудностям "Нафтогаза Украины" добавилась еще одна: ее стопроцентную "дочку" "Укртранснафту" попытался силой захватить претендент на пост председателя правления компании Александр Лазорко. Сделать это ему помешал конкурент Лазорко на ту же должность – уволенный недавно Игорь Кирюшин. Власти пока не определились, за кого им "болеть" в этом противостоянии.
"Укртранснафта" занимается прокачкой нефти по магистральным нефтепроводам на Украине и даже приносит государству прибыль – в 2008 году компания заработала 19,7 миллиона гривен (около 80 миллионов рублей).
Конфликт в компании начался, когда в "Укртранснафту" пришел Александр Лазорко. Он стал заместителем председателя правления компании в начале 2009 года, перейдя из "Галичины", принадлежащей группе "Приват". Эта группа известна на Украине тем, что покупает все, что плохо лежит, а в местных СМИ ее регулярно обвиняют в рейдерстве.
Именно "Приват" был одним из инициаторов изменения работы нефтепровода "Одесса – Броды". Если в течение последних лет трубопровод эксплуатировался для доставки российской нефти в Одессу (реверсном режиме), то в мае 2009 года президент Украины Виктор Ющенко велел запустить его в обратном направлении, то есть для доставки нефти, импортированной на Украину по Черному морю, в Европу.
"Одесса – Броды" управляется именно "Укртранснафтой", поэтому назначив в компанию своего менеджера, "Приват" получил возможность влиять на работу нефтепровода. "Привату" уже принадлежит 42 процента акций "Укрнафты", крупнейшей нефтедобывающей компании Украины, а также три из шести украинских нефтеперерабатывающих заводов: в сочетании с "Укртранснафтой" все эти активы вполне можно назвать "нефтяной империей".
Однако против Александра Лазорко и, как следствие, лобби "Привата" в "Укртранснафте", выступил Игорь Кирюшин, назначенный в компанию еще во времена правления Виктора Януковича. Сдавать свои позиции Кирюшин не захотел и, кроме того, даже пошел в атаку. По данным газеты "Коммерсант-Украина", Кирюшин 3 июня уволил Лазорко, мотивировав свое решение прогулами подчиненного.
Лазорко, естественно, мириться с этим не захотел, добившись рассмотрения вопроса на наблюдательном совете "Укртранснафты". Его члены поддержали Лазорко и сочли мотивировку Кирюшина неубедительной, а также решили проверить законность других его действий. На время расследования Лазорко был назначен исполняющим обязанности главы "Укртранснафты".
Игорь Кирюшин и тут не сдался – 12 июня Хозяйственный суд Киева отменил решение наблюдательного совета "Укртранснафты". Потом в конфликте более чем на неделю возникла пауза – стороны набирали силы для решительных действий. Именно они и последовали 22 июня.
Украинские СМИ сумели достаточно подробно задокументировать все, что случилось в офисах "Укртранснафты" 22 июня. Рано утром 22 молодых человека ворвались в головной офис компании и стали менять замки в помещениях. Вскоре туда же приехал и Александр Лазорко, который с помощью тех самых молодых людей прошел в рабочий кабинет председателя правления.
Чуть позже сторонники Лазорко пытались захватить и еще одно здание: диспетчерский центр. Однако на сей раз охранники здания проявили расторопность и не пустили воинственно настроенных молодых людей внутрь. Помявшись немного у дверей диспетчерской, одетые в камуфляж молодые люди уехали на автобусе, принадлежащем "Черниговнафтогазу", предприятию "Укрнафты".
Тут к зданию диспетчерской подкатили охранники из спецподразделения МВД "Беркут", которые и взяли его под охрану.
Что касается Игоря Кирюшина, то он весь день просидел в диспетчерском центре. Уходить со своего поста Кирюшин не отказывается, но просит, чтобы все проходило "в рамках процедур, а не путем рейдерского захвата".
23 июня конфликт продолжения не получил, так что сейчас непонятно, кто именно является главой "Укртранснафты" и каким образом она управляется.
В деле о захвате "Укртранснафты" вопросов пока больше, чем ответов. Например, не совсем понятно, кто поддерживает кандидатуру Игоря Кирюшина. В то же время сторонники Лазорко известны: это, в первую очередь, "Приват". Учитывая, что у этой компании напряженные отношения с "Нафтогазом Украины" (именно из-за "Привата" "Нафтогаз" уже который год не может провести собрание акционеров "Укрнафты" и утвердить-таки отчеты за 2007 и 2008 годы), госкомпания вполне могла выступить на стороне Кирюшина.
Однако 22 июня в "Нафтогазе" сообщили только, что намерены создать специальную комиссию по расследованию инцидента. А источники украинских СМИ в компании рассказали, что на самом деле поддерживают Лазорко, так как Кирюшин уже не устраивает "Нафтогаз", но уволить его без повода было бы затруднительно. Таким образом, получается, что кандидатуру Кирюшина не поддерживает никто.
В правительстве Юлии Тимошенко официально пока также не встали ни на одну из сторон. Не отреагировал на конфликт и Виктор Ющенко. Такая ситуация для украинской политики несвойственна: обычно Тимошенко и Ющенко используют любой шанс, чтобы обвинить друг друга во всем, чем только можно. Тем более, что на "Нафтогаз" президент и премьер смотрят совершенно противоположным образом: президент утверждает, что "Нафтогаз" на пороге банкротства, а премьер – что компания работает успешно.
Так или иначе, но очередной громкий скандал, в который волей-неволей оказался замешан "Нафтогаз", грозит Украине очередными репутационными рисками. А может быть, и материальным ущербом: сейчас компания находится в поисках кредита на оплату российского газа, и лишние скандалы ей явно ни к чему.
С другой стороны, скандалов с "Нафтогазом" в последнее время было столько, что один локальный вряд ли может что-то изменить. Во всяком случае, захватом здания в компании уже никого не удивишь: в марте 2009 года в центральном офисе "Нафтогаза" сотрудники Службы безопасности Украины проводили выемку документов, чего пытались не допустить члены Блока Юлии Тимошенко. Мартовский скандал вызывал гораздо больший резонанс, чем июньский. Впрочем, в деле с главой "Укртранснафты" еще все не закончено: вполне возможно, что и это дело запомнится как одно из самых скандальных за последние годы.