За первые пять месяцев 2009 года экономика России сократилась на 10,5 процента по сравнению с тем же периодом прошлого года, а за май – на 11 процентов. Положение дел ухудшается также и в промышленном производстве, и в розничной торговле. В правительстве не скрывают, что даже самые пессимистичные прогнозы обвала экономики в целом по году уже выглядят невыполнимыми.
Макроэкономическая статистика по первым месяцам весны 2009 года показывала, что своих нижних точек обвал экономики либо уже достиг, либо достигнет в самое ближайшее время. Во всяком случае, темпы падения ВВП, если считать от месяца к месяцу, постепенно снижались, что могло свидетельствовать об ослаблении кризиса.
На мировом рынке, похоже, предполагали то же самое, в связи с чем цены на нефть вновь начали расти, и к маю достигли максимумов с начала года. Дорогая по кризисным меркам нефть добавляла оптимизма и в России: чем выше цены на углеводороды, тем больше денег в экономике страны.
Однако во второй половине июня оптимизма у ожидающих быстрого восстановления экономики поубавилось. Причиной этого стала публикация министерством экономического развития базовой статистики за май. Отчет чиновников показал, что, выражаясь в модных терминах, "дно еще не найдено". А проще говоря – все плохо.
Три основных показателя, которые Минэкономразвития выделяет в графу "экономический рост" (читай – экономический спад), показали, что в мае ситуация в стране была хуже, чем в среднем за пять месяцев 2009 года. Кроме уже приведенных выше данных по ВВП, чиновники отметили майский обвал промышленного производства на 17,1 процента, а также сокращение инвестиций в основной капитал – на 23,1 процента.
Именно сокращение инвестиций, по данным Минэкономразвития, и является основной причиной обвала ВВП: у предприятий нет денег на то, чтобы вкладывать в производство и, тем самым, создавать спрос на другие товары. В итоге более 39 процентов всех предприятий в России работают, по данным за январь-апрель, в убыток.
В торговле кризис также дает о себе знать: за пять месяцев в годовом исчислении объемы розничной торговли сократились на 2,2 процента, а за месяц – сразу на 5,6 процента. Взять средства на покупки россиянам неоткуда: кредитная система по-прежнему работает в форс-мажорных условиях, а зарплаты снижаются: по предварительным данным Минэкономразвития, в мае они уменьшились на 3,3 процента по сравнению с тем же месяцем 2008 года. Кроме того, не стоит забывать и об увольнениях: по сравнению с маем 2008 года численность россиян, занятых в экономике, сократилась на 3,6 миллиона человек до 68 миллионов.
Комментируя журналистам опубликованную статистику, заместитель главы Минэкономразвития Андрей Клепач был противоречив в своих оценках. С одной стороны, он заявил, что если российская экономика в целом по году уменьшится на шесть процентов (такой прогноз озвучивался Международным валютным фондом и российскими чиновниками), то это будет "героическим поступком". Иными словами, Клепач фактически признал, что о шестипроцентном спаде стоит забыть.
С другой стороны, заместитель министра вновь заверил, что "дно" скоро будет достигнуто. По его словам, на это повлияет антикризисная программа правительства, которая вот-вот окажет эффект на промышленность. Клепач убежден, что постепенно наладится и ситуация с кредитованием, что, естественно, оживит всю экономику в целом.
Заместителя министра поддерживает и вице-премьер Игорь Шувалов. По его словам, худшее уже позади, так как бизнес адаптировался к новым условиям, а правительство – подготовило антикризисный план. Впрочем, как отмечает газета "Ведомости", пока правительство не спешит тратить "антикризисные деньги", так что предприниматели все еще ждут вроде бы обещанных им средств.
В администрации президента также не склонны паниковать. Например, помощник президента Аркадий Дворкович, комментируя обвальное падение промпроизводства, нашел причину в праздниках: по его словам, производство снизилось из-за большого количества выходных дней в мае. "Ситуация не ухудшается, но и не улучшается", - утверждает Дворкович.
Прав помощник президента или нет, покажут данные за первый месяц лета. Но в любом случае с помощью выходных можно объяснить только сокращение производства по сравнению с предыдущим месяцем. Для годовых цифр такое решение не годится: в мае 2008 года было едва ли намного меньше выходных, чем в мае 2009-го.
24 июня со своим прогнозом относительно экономики России выступил и Всемирный банк. По его данным, ВВП страны за год сократится на 7,9 процента, зато уже в 2010 году рост экономики составит три с половиной процента. Тем не менее, на докризисный уровень ВВП страны выйдет только ко второй половине 2012 года: об удвоении ВВП за 10 лет к тому времени, конечно, никто и не вспомнит.
Еще с более радикальным прогнозом выступил инвестбанк Goldman Sachs. По сообщениям российских СМИ, его аналитики предположили, что обвал ВВП России может составить по итогам года 10,9 процента – то есть даже усилиться по сравнению с началом 2009 года. В инвестбанке считают, что одними только высокими ценами на нефть Россию не спасти – для восстановления экономики необходимо увеличение объемов кредитования. Кроме того, в Goldman Sachs отмечают, что добывающая промышленность пока не слишком пострадала от кризиса, хотя падение цен на нефть должно было сказаться на отрасли. Следовательно, эффект от низкой стоимости углеводородов пока еще не наступил или был ограничен другими факторами.
В июле Минэкономразвития предстоит отчитываться за полгода обвала: по итогам второго квартала должно стать более или менее понятно, из каких цифр правительству исходить при подготовке бюджета на 2010 год. Кроме того, статистика по июню покажет, был ли май очередным локальным "дном" или падение экономики будет продолжаться.