"Газпром" и азербайджанская нефтегазовая компания ГНКАР подписали в Баку контракт на куплю-продажу азербайджанского газа. Уже в 2010 году российский концерн закупит в Азербайджане 500 миллионов кубометров газа. Несмотря на микроскопический объем закупок, соглашение "Газпрома" и ГНКАР может окончательно похоронить проект Nabucco, который предполагает строительство газопровода из каспийского региона в Европу в обход России.
Контракт "Газпрома" и ГНКАР был подписан в Баку, куда 29 июня с однодневным визитом прибыл президент России Дмитрий Медведев. Это ответный визит. В апреле в Москву приезжал президент Азербайджана Ильхам Алиев. Основной темой его визита как раз и был контракт на поставки газа в Россию.
Предложение о закупках газа у ГНКАР было сделано "Газпромом" еще в июне 2008 года, а 27 марта "Газпром" подписал меморандум о взаимопонимании с ГНКАР. Среди пунктов меморандума были предусмотрены переговоры об условиях договора на покупку азербайджанского топлива. До этого Азербайджан был последним экспортером газа из стран бывшего СССР, с которым у России нет контракта.
После подписания контракта председатель правления российской монополии Алексей Миллер заявил, что "Газпром" с января 2010 года будет закупать у Азербайджана по 500 миллионов кубометров в год. При этом Ильхам Алиев отметил, что в дальнейшем российский концерн сможет увеличить закупки. Подробности контракта топ-менеджер российской газовой монополии не сообщил, отметив, что в соглашении "определена базовая цена, которая является коммерчески привлекательной для азербайджанских партнеров".
Гендиректор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин утверждает, что азербайджанский газ слишком дорог для российских потребителей, и его можно только реэкспортировать. Для этого же "Газпрому" пришлось бы сократить экспорт российского газа. В результате с каждой тысячи кубометров бюджет России терял бы около 65 долларов на сборе таможенных пошлин (транзит иностранного газа не облагается пошлинами), а "Газпром" - около 50 долларов прибыли.
Похоже, в монополии нашли выход. По словам Миллера, азербайджанский газ будет поставляться на юг России для внутреннего потребления. В Европу же пойдет на продажу топливо, которое российский концерн ранее был вынужден перекачивать в южные регионы, теряя на этом деньги. Впрочем, никаких конкретных цифр, которые бы свидетельствовали о "коммерческой привлекательности" контракта с ГНКАР, Миллер не привел.
Затем Миллер пояснил, что Алиев имел в виду под увеличением поставок. ГНКАР включит "Газпром" в список потенциальных покупателей газа второй очереди месторождения Шах-Дениз. По его словам, "при всех прочих равных условиях со стороны других потенциальных покупателей преимущество будет отдано 'Газпрому'". Ранее сообщалось, что российский концерн готов купить весь объем азербайджанского газа с месторождения "Шах-Дениз-2", проектная мощность которого предусматривает добычу 16 миллиардов кубометров топлива в год. С аналогичными предложениями к Азербайджану также официально обращались Турция и Иран. Впрочем, в ГНКАР утверждали, что не намерены продавать весь свой газ одному покупателю.
Добыча на месторождении "Шах-Дениз", запасы которого оцениваются в 1,2 триллиона кубометров газа, началась в 2006 году. Вторая фаза проекта, предположительно стартует к 2015 году. Годом ранее ЕС планирует достроить первую очередь Nabucco, основной ресурсной базой для которого должен был стать газ с месторождения "Шах-Дениз-2".
Nabucco должен стать маршрутом доставки каспийского и центральноазиатского газа в Европу в обход России. Этот газопровод, строительство которого еще не начиналось, пройдет от границы с Грузией через Турцию и балканские страны до Австрии. Реализация проекта оценивается в 7,3 миллиарда долларов. В консорциум Nabucco Gas Pipeline International, реализующий проект, входят австрийская OMV, венгерская MOL, румынская Transgaz, болгарская Bulgargaz, турецкая Botas и германская RWE.
Михаил Корчемкин утверждает, что "Газпром" сознательно идет на убытки, чтобы притормозить проект Nabucco. Дело в том, что у "Газпрома" есть альтернативный проект газопровода "Южный поток", который считается конкурентом Nabucco. Сейчас же основная трудность реализации проекта Nabucco заключается в том, что государства, которые бы обеспечили загрузку газопровода, до сих пор не найдены.
Дело в том, что среднеазиатские экспортеры газа сейчас работают с Россией и Китаем, а торговые взаимоотношения с Ираном ограничены международными санкциями. Более того, в мае Казахстан, Узбекистан и Туркмения отказались подписать декларацию, касающуюся проекта строительства газопровода Nabucco. До сих пор не подписаны и межправительственные соглашения по проекту, хотя ожидалось, что это будет сделано к июню 2009 года.
Турецкие СМИ 29 июня сообщили, что правительства стран - участниц Nabucco не подпишут этот документ и в июле из-за нехватки поставщиков газа. В начале июня президент Азербайджана Ильхам Алиев назвал Nabucco "очень сырым проектом", отметив, что у него "нет даже источников газа, ни с кем не заключено соглашений о поставках".
Ранее палки в колеса проекту вставляла Турция, которая хотела закупать по льготной цене 15 процентов газа, прокачиваемого по Nabucco, что сделало бы проект заведомо убыточным. Реализации Nabucco мешают и политические разногласия Анкары и Баку, из-за которых в начале 2009 года Ильхам Алиев уже отказался лететь в Турцию, где, среди прочего, 7 апреля он должен был встретиться с президентом США Бараком Обамой.
Возможно меморандумом с "Газпромом" Азербайджан пытается добиться уступок со стороны Турции в ходе подготовки соглашения о транзите азербайджанского газа в рамках Nabucco. Однако пока дипломатические игры Баку с Анкарой продолжаются, Москве все же удалось заключить контракт с азербайджанской стороной. Поэтому позиция России в данном вопросе все же выглядит солиднее, хотя не совсем понятно, какой ценой это будет достигнуто.
Однако решение "Газпрома" скупать весь азербайджанский газ с месторождения "Шах-Дениз", в отрыве от политэкономических выкладок, выглядит странно. Спрос на этот энергоноситель в Европе упал, и по этой причине "Газпром" даже прекратил покупать газ у Туркмении. Впрочем, у монополии грандиозные планы. После ввода в строй "Южного потока" в 2015 году "Газпром" намерен обеспечивать более трети общего объема поставок газа в Европу, даже вопреки Брюсселю.