Мир
22:51, 30 июня 2009

Момент истины Американские войска ушли из иракских городов

С 30 июня 2009 года вооруженные силы международной коалиции в Ираке, и в первую очередь части американской армии, передали контроль над городами страны местным силам безопасности. Это давно запланированное событие вызвало неоднозначную реакцию. Проявления праздничных настроений, парады, концерты и первый с 2003 года фейерверк в Багдаде сопровождались усилением мер безопасности, тревожными ожиданиями и рекомендациями избегать публичных мероприятий.

Накануне во многих городах Ирака состоялись праздничные мероприятия, включая военные парады, вторник 30 июня был объявлен выходным, его уже успели назвать "Днем национального суверенитета". В столице страны рабочие демонтировали бетонные блоки, отделявшие особо охраняемую "зеленую зону" от остального города. На берегу Тигра прошло, пожалуй, самое экзотическое для Ирака последних лет мероприятие: концерт, собравший тысячи зрителей, который завершился праздничным салютом.

Однако принятые властями беспрецедентные меры безопасности наложили на празднование явный отпечаток тревоги. Если от праздничных "хлопушек" иракцы успели отвыкнуть, то сообщения об очередных терактах и взрывах террористов-смертников в разных районах страны поступают на ленты новостных агентств со ставшей уже привычной регулярностью. Только за последние дни жертвами терактов стали около 150 человек. В первый день после вывода из городов войск американское командование сообщило о гибели четырех военнослужащих, которые были убиты в перестрелке с боевиками накануне.

Для того чтобы обеспечить безопасность в первый день "самостоятельности", в Багдад были введены дополнительные силы полиции и бронетехника. Некоторые районы города оказались полностью блокированы. Страх перед смертниками на мотоциклах заставил власти запретить на время этот вид транспорта. В последний день американского присутствия раньше обычного закрылись рестораны и магазины. Главный вопрос, который волнует многих не только в Ираке, но и в мире - что теперь будет? Готовы ли иракские власти обеспечить безопасность хотя бы на том же уровне, как это было при американцах?

Жители Багдада смотрят салют 29 июня 2009 года. Фото (c)AP
Lenta.ru

Конечно, ответ на этот вопрос может дать только время. Американцы приложили немало усилий для обучения и оснащения иракской армии, полиции и спецслужб. Они и в дальнейшем гарантируют помощь как советами, так и информационной поддержкой, включая данные разведки. Ведь из городов выведены только боевые части более чем 130-тысячного контингента. Инструкторы и эксперты, сотрудники спецслужб и еще некоторые подразделения остались и будут продолжать сотрудничество с иракцами непосредственно в городах.

Генерал Дэвид Петреус, который командует американскими войсками на Ближнем Востоке, заявил, что в Багдаде, Мосуле и Басре будут созданы специальные координационные центры для взаимодействия с иракскими органами безопасности. Боевые же части будут дислоцированы на нескольких базах, расположенных за чертой городов. Они могут и непосредственно участвовать в боевых действиях в городах, однако только по официальной просьбе правительства Ирака.

Посол США в Ираке Кристофер Хилл так озвучил точку зрения Вашингтона на боеспособность иракских сил безопасности: "Мы считаем, что Ирак готов к этому, и сам Ирак считает, что он готов". Некоторым диссонансом с официальными заявлениями прозвучали в конце мая слова начальника штаба Сухопутных войск США генерала Джорджа Кейси, который заявил, что американские войска могут задержаться в стране еще лет на десять, во всяком случае такие планы разрабатываются в связи с развитием мировых тенденций в "неблагоприятном направлении".

Генерал уточнил, что его предположения о возможности затяжной войны в Ираке не должны восприниматься как противодействие курсу вашингтонской администрации, хотя совместить их действительно очень трудно. Согласно плану президента США Барака Обамы, который он обнародовал в феврале 2009 года и подтвердил в ходе молниеносного четырехчасового визита в Ирак в апреле, американские войска должны покинуть Ирак в 2011 году. К сентябрю 2010 года численность контингента должна уменьшиться до 50 тысяч военнослужащих. К этому же времени американцы обязаны прекратить масштабные военные операции на территории страны.

Несмотря на то, что в мировых СМИ это назвали "иракским планом Обамы", мероприятия были разработаны и утверждены еще предыдущей администрацией. Сам Обама в ходе избирательной кампании обещал вывести войска из Ирака то за год, то за 16 месяцев. Реальность, как водится, внесла свои коррективы. "Соглашение о статусе войск" было подписано администрацией Джорджа Буша и иракским правительством в ноябре 2008 года. Буш вынужден был сделать все, чтобы добиться его согласования, потому что в конце года истекал срок действия мандата ООН.

Подписание документа несколько раз откладывалось, американцы шли на новые уступки коалиционному правительству Ирака, но в конце концов план действий был согласован. Новая администрация США не может изменить его в одностороннем порядке - это то наследство, не вступить в которое невозможно. А выдвигать новые инициативы и снова затевать многомесячную процедуру переговоров, согласований и прочих дипломатических маневров уже просто некогда. Так что вывод войск из иракских городов до 30 июня, который является одним из обязательных требований "Соглашения о статусе войск" - это реализация курса Джорджа Буша и Кондолиззы Райс.

Нарушить соглашение тем более трудно, что иракцы очень пристально и ревниво следят за его выполнением. Премьер-министр Ирака Нури аль-Малики уже выступал с резкой критикой действий американского военного командования и обвинял США в нарушении договоренностей. Ведь кроме сроков пребывания в соглашении закреплены и другие обязательства сторон. В частности, американские военные не могут без санкции иракского руководства проводить спецоперации на территории страны.

Нури аль-Малики. Архивное фото (c)AFP
Lenta.ru

Заинтересованность главы иракского правительства, который также является генеральным секретарем шиитской партии "Аль-Дава", понятна. В январе 2010 года в стране пройдут парламентские выборы, и уход американских войск в "резервации", будет преподнесен во время предвыборной кампании как большое достижение в деле освобождения Ирака от иноземных захватчиков.

Ничего парадоксального нет и в том, что освобождение городов от американских войск встречено радостью и в лагере непримиримых противников Малики и его правительства. Радикальные шииты во главе с Муктадой аль-Садром также выразили удовлетворение. Уход американцев развязывает им руки в борьбе за власть. Нечего и говорить, что разного рода экстремистские и террористические группы, и в первую очередь сильная в стране "Аль-Каеда", ждут не дождутся, когда же американцы вообще уйдут из Ирака.

Взявшиеся за обеспечения порядка молодые иракские формирования безопасности уже заслужили диаметрально противоположные оценки. Если Малики, как и официальный Вашингтон, считает что армия и полиция Ирака уже достаточно созрела для того, чтобы обеспечивать безопасность собственными силами, то представители суннитского меньшинства, как например вице-президент Тарик аль-Хашими, завили, что уровень безопасности граждан несомненно уменьшится и призвали их к большей осторожности.

Скептически оценили боеспособность иракской полиции и армии не только некоторые политики, но также представители силовиков. По словам бригадного генерала Махмуда Мухсена уход американцев из населенных пунктов будет способствовать возобновлению кровавых столкновений между шиитами и суннитами. По словам одного из бывших советников президента страны Касима Дауда, в стране нет "компетентных сил безопасности".

Американская бронеколонна на выезде из Багдада. Фото (c)AP
Lenta.ru

Однако вопрос компетентности или боеспособности заступивших на смену армии США подразделений иракской армии и полиции все же следует признать второстепенным. Никакие войска не смогут удержать страну от кровопролитной войны, если не будет найдена жизнеспособная политическая конструкция, в рамках которой противостоящие стороны смогут решать накопившиеся проблемы. Ведь те же сунниты прекрасно помнят, что именно Малики был одним из руководителей комитета, который занимался чисткой руководящих структур страны после свержения Саддама Хусейна. Да и среди самих шиитов противостояние умеренного крыла с радикалами из "Армии Махди" Муктады аль-Садра вылилось в многолетнюю вооруженную борьбу. Так что, когда стороны обвиняют друг друга в диктаторских замашках или радикализме - они знают, о чем говорят.

Решение сложнейшего клубка проблем, среди которых противостояние шиитов и суннитов, стремление к независимости курдов, влияние соседнего Ирана, исламский экстремизм, терроризм, многократно обостренные самим фактом наличия больших запасов нефти и стремлением перераспределить доходы от ее продажи, совсем в небольшой степени зависит от уровня подготовки полиции и армии. Их разрешение, если оно вообще возможно, лежит в плоскости политического и гражданского диалога.

Уход американских войск из городов станет в ближайшем будущем экзаменом - или моментом истины - для политической системы, которую Америка сумела построить в Ираке. И экзамен этот не может быть пересдан. Если страна взорвется гражданской войной, то гипотетическое возвращение армии США в города меньше всего будет похоже на победный марш на Багдад в 2003 году. Бегство или "штурм Грозного" в каждом отдельном городе - это тот минимум, который история приготовила Америке в случае неудачи иракского эксперимента.

< Назад в рубрику