Создатель крупнейшей в истории США финансовой пирамиды инвестор Бернард Мейдофф был признан виновным и получил 150-летний срок, как того и требовало обвинение. Столь жестокое наказание должно стать символом для всех американцев: в условиях экономического кризиса за финансовые преступления придется отвечать по всей строгости.
Имя Бернарда Мейдоффа не сходило с первых полос газет всего мира с конца 2008 года, когда обнаружилось, что его фирма нанесла ущерб инвесторам на сумму до 50 миллиардов долларов. И сумма убытков, и масштаб финансовой пирамиды – Мейдофф работал на рынке с 1960-х годов, а незаконными схемами увлекся как минимум 20 лет назад – поражали как прессу, так и ее читателей.
Пикантности истории добавлял и общий контекст финансового кризиса: когда выясняется, что в условиях недостатка наличных средств один человек может нанести ущерб на 50 миллиардов долларов, обманывая при этом тысячи и тысячи людей, становится страшно за надежность всей финансовой системы. Поэтому не случайно, что сразу после обнаружения злоупотреблений Мейдоффа начались проверки регуляторов в США: ведь именно они обязаны были предотвратить столь огромные убытки.
В первый раз Мейдофф был арестован в декабре 2008 года. Таким образом, рассмотрение дела заняло немногим больше полугода – срок для подобного рода дел весьма небольшой. Не исключено, что этому во многом способствовал сам Мейдофф: на протяжении последних месяцев он не уставал повторять, что просит прощения и признает себя виновным по всем пунктам обвинения. Так что интрига в этом деле была только одна: какой срок Мейдоффу даст судья окружного суда США Денни Чин (Denny Chin).
Адвокаты инвестора просили для него 12-летний срок. По их словам, жить 71-летнему Мейдоффу осталось около 13 лет. Таким образом, заключение на 12 лет было бы почти пожизненным, но все-таки оставляло шанс инвестору выйти на свободу.
Денни Чин признал, что любой срок больше 25 лет является символическим – вряд ли Мейдофф сможет дожить до 95-96 лет, особенно учитывая, что остаток жизни ему придется провести в тюрьме.
Судья воспользовался своим правом на символичность сполна – срок в 150 лет лишает Мейдоффа даже теоретических шансов на досрочное освобождение. Как отмечает The Wall Street Journal, за примерное поведение по американским законам полагается сокращение срока на 15 процентов. Иными словами, даже если Мейдофф не будет буянить, то проведет в тюрьме 127 лет. Аккурат до своего 198-летия.
"Как можно извинить то, что я предал тысячи инвесторов, которые доверили мне их сбережения за всю жизнь? Как можно извинить обман двухсот сотрудников, которые проводили большую часть рабочего времени со мной? Как можно извинить ложь брату и двум сыновьям, которые посвятили всю жизнь помощи в создании успешного бизнеса? Как можно извинить ложь жене, которая была рядом 50 лет?" – сокрушался на суде Мейдофф. Его речь больше походила на обвинение самого себя, а не защиту. Да и защищаться в такой ситуации было бессмысленно: на стороне обвинения было и огромное количество улик, и общественное мнение, и тысячи разъяренных инвесторов.
По данным американских газет, на суде Денни Чин заявил, что более 100 жертв финансовой аферы Мейдоффа отправили ему письма с описаниями различных поступков обвиняемого. В частности, судья процитировал письмо вдовы, покойный муж которой инвестировал средства через компании Мейдоффа. По словам вдовы, она пришла к Мейдоффу вскоре после гибели мужа, рассказала ему свою историю, после чего тот обнял вдову и сказал: "Ваши деньги в надежных руках".
Всего ущерб от пирамиды Мейдоффа в рамках судебного процесса был оценен в 13 миллиардов долларов, а не 50 миллиардов, как говорилось изначально. Однако эта сумма учитывает только убытки с 1995 года, поэтому обвинение считает, что на деле они намного больше. В свою очередь, Мейдофф полагает, что сумма убытков завышена.
Даже если признать, что ущерб от деятельности Мейдоффа составил не 50, а 13 миллиардов долларов, то и на эту сумму можно было приобрести очень много всего. Так, 13 миллиардов долларов на бирже РТС стоят приблизительно десять "Аэрофлотов". По каталожным це
К максимальным срокам для Мейдоффа призывали многие другие пострадавшие от его пирамиды инвесторы. Желание многих из них, особенно тех, кто потерял все свои сбережения, понятны: в лице Мейдоффа они нашли единственного виновника всех их бед. Они не скрывали от журналистов: им хотелось бы, чтобы инвестор погиб в тюрьме.
С другой стороны, критиков решения Денни Чина также хватает: они считают, что символическое 150-летнее заключение все равно не подействует на преступников. По словам Томаса Даркина, партнера в юридической фирме Mayer Brown, которые приводит The Washington Post, такой огромный срок мог бы служить устрашением, "если бы кто-нибудь обдумывал его прежде, чем совершать преступление… Но проблема в том, что большинство людей этого не делают".
Обычно пожизненные сроки в США получают убийцы и насильники, а в ходе судов над финансистами обвинение обычно довольствуется несколькими десятками лет. Так, в 2006 году глава WorldCom Бернадр Эбберс (Bernard J. Ebbers) получил 25 лет за свое участие в финансовых преступлениях, которые привели к убыткам в 11 миллиардов долларов и банкротству компании. Такой же срок получил и исполнительный директор Tyco International. Он, правда, нанес гораздо меньший ущерб – "всего" на 150 миллионов долларов.
Однако и в истории финансовых преступлений достаточно примеров, когда обвиняемые получили больше ста лет. До рекордсмена в этой категории Мейдоффу далеко: Шолама Вейсса в 2000 году приговорили к 845 годам за обвал National Heritage Life Insurance, а также многочисленные случаи вымогательства и мошенничества.
Второе место в рейтинге занимает Норманн Шмидт. Он умудрился в 2008 году получить 330 лет за "удачное" управление инвестиционными фондами. Третье место в списке занял Мейдофф.
Для сравнения, самый известный российский инвестор, создавший финансовую пирамиду – Сергей Мавроди – получил срок в четыре с половиной года. По американским меркам – пустяк.
На суде Бернард Мейдофф продолжал утверждать, что делал свое черное дело в одиночку. Таким образом он сделал все возможное для того, чтобы выгородить своих ближайших друзей и родных, в первую очередь, жену Рут.
В ходе следствия Рут несколько раз вызывалась на допрос, но официальных обвинений ей предъявлено не было. 29 июня, впервые за долгое время согласившись поговорить с прессой, она не стала защищать своего мужа. "Я нарушаю свое молчание, потому что мой отказ от высказываний интерпретировался как безразличие или недостаток сочувствия к жертвам преступления Берни. Это не соответствует действительности", - передает слова Рут Мейдофф Associated Press.
Она также призналась, что многие инвесторы в пирамиду Мейдоффа были ее близкими друзьями, и что она плакала каждую ночь, сознавая, что стала одной из невольных виновниц бед тысяч людей.
Суд решил оставить Рут два миллиона долларов, которые, как предполагается, были получены не от финансовой пирамиды, а честным образом. Все остальное - особняк, квартиры и другие ценности на общую сумму в 80 миллионов долларов – будут конфискованы.
Адвокаты Мейдоффа еще не решили, будут ли подавать апелляцию. Однако вне зависимости от их мнения дело Мейдоффа будет еще долго муссироваться в прессе, о нем будет написана не одна книга, а, может, и снят не один фильм. Сколько бы ни прожил Мейдофф в тюрьме, его фигура для новейшей истории стала легендой. Пусть и легендой в отрицательном смысле.