Бывший СССР
17:11, 1 июля 2009

Чего не сделаешь для друзей Лукашенко выпустил из тюрьмы американского юриста

Американскому юристу Эммануилу Зельцеру наконец повезло. Год назад адвокат, который занимался делом о наследстве Бадри Патаркацишвили, был задержан на территории Белоруссии и осужден на три года за коммерческий шпионаж - без особых шансов на досрочное освобождение. Апелляции и ходатайства американских властей не помогли. Так бы и сидел гражданин США в белорусской тюрьме, если бы в отношениях Минска и Вашингтона не случилась "оттепель".

Момент для освобождения Зельцера президент Белоруссии Александр Лукашенко выбрал удачно. Просто на редкость удачно. На фоне размолвки с Россией, которая приняла уже перманентный характер, решение выпустить на свободу американского гражданина и тем самым стимулировать дружбу с США выглядело очень эффектно. Да-да, именно дружбу. Членов представительной делегации американских конгрессменов (некоторые из которых совсем еще недавно голосовали за санкции против Белоруссии) Лукашенко ласково назвал "нашими друзьями". "Наши друзья прилетели издалека через океан, у них было к нам много вопросов", - сказал он.

В Минске американцам показали прямо-таки мастер-класс на тему "Использование заключенных во внешней политике". Положительный опыт в этой области у белорусского руководства имеется. В августе 2008 года Лукашенко неожиданно освободил из тюрьмы своего конкурента на прошлых выборах (одного из лидеров оппозиции Александра Козулина) и еще двоих оппозиционеров. И вскоре после этого Евросоюз, впечатленный столь бурным развитием белорусской демократии, разрешил ему посещать европейские страны (соответствующий запрет был введен после президентских выборов 2006 года, которые, по мнению ЕС и США, не соответствовали демократическим нормам).

Что получит Белоруссия на этот раз, пока неизвестно. Впрочем, как раз в день приезда конгрессменов в республику стало известно, что МВФ согласился увеличить размер кредита Белоруссии на миллиард долларов (до 3,52 миллиарда долларов). Учитывая, что принципиальное согласие на выдачу кредита МВФ (так, по крайней мере, утверждает Лукашенко) дал по "отмашке США", можно сказать, что белорусско-американская дружба получила вполне конкретное воплощение. Теперь, освободив Зельцера, Лукашенко продемонстрировал, что такое отношение ценит и что с ним, как с человеком, которого в Вашингтоне называли "последним диктатором Европы", вполне можно иметь дело.

Три года за шпионаж

Эммануил Зельцер (выходец из Советского Союза, имеющий американское гражданство) за свою карьеру участвовал в целом ряде скандальных судебных разбирательств. В 2001 году, например, он представлял интересы бывшего управляющего делами президента РФ Павла Бородина, задержанного в США по подозрению в отмывании денег (Бородин отказался от услуг Зельцера, после того как его основной защитник, Генрих Падва, обвинил американского юриста в непрофессионализме).

Зельцера и самого пытались привлечь к суду: его обвиняли в хищении нескольких миллионов долларов у российского Инкомбанка, попытке захвата больницы в Нью-Джерси, а также в подделке документов и мошенничестве (в связи с его последним делом о наследстве Патаркацишвили). Однако всякий раз адвокату удавалось выйти сухим из воды или, по крайней мере, не угодить за решетку.

То, что удавалось в США, не сработало в Белоруссии. Зельцер был задержан 12 марта 2008 года в аэропорту Минска сотрудниками белорусского КГБ. Ему предъявили целый ряд обвинений, включая обвинения в незаконном обороте наркотиков (в связи с тем, что он вез с собой болеутоляющие таблетки) и коммерческом шпионаже. Уже в августе суд вынес приговор: три года колонии. Сопровождавшую Зельцера россиянку Владлену Функ (она исполняла обязанности его секретаря) приговорили к году лишения свободы.

Защита, разумеется, попыталась обжаловать это решение и дошла до Верховного суда Белоруссии. Но там приговор подтвердили. Амнистия, которая прошла в республике позднее (весной 2009 года), на Зельцера не распространилась, хотя и должна была (как утверждает его адвокат Дмитрий Горячко). Брат осужденного Марк Зельцер, как писала The New York Times в феврале 2009 года, потратил на освобождение родственника около миллиона долларов, но результата не добился.

В итоге Зельцер был отправлен в исправительную колонию в Могилеве (его прикрепили к отряду, который занимался хозяйственно-бытовыми работами), а его секретарь - в женскую колонию в Гомеле (где ей было поручено шить телогрейки). Владлена Функ, кстати, отбыла срок наказания полностью: весной 2009 года ее освободили и выслали из Белоруссии в Россию, запретив возвращаться обратно в течение ближайших десяти лет.

В нужный момент

Зельцеру между тем оставалось сидеть еще два года. Правда, из заключения американского врача, которому в начале 2009 года разрешили осмотреть соотечественника, следовало, что до конца срока тот может и не дожить. Здоровье Зельцера в колонии значительно ухудшилось. По словам его адвоката Дмитрия Горячко, не последнюю роль в этом сыграло то, что его подзащитного лишили лекарств, необходимых ему в связи с рядом заболеваний, и в результате ему пришлось довольствоваться менее эффективными препаратами. "Человек в течение 15 лет принимал сильнодействующие лекарства, и его внезапно переводят на более слабые лекарства - это очень сильный удар по организму, - рассуждал юрист. - Появляется уже зависимость от лекарств, лишение которых вызывает на свет остальные болячки". Находясь в заключении, Зельцер, по словам Горячко, проводил большинство времени в тюремной больнице.

Белорусские врачи, осмотревшие заключенного в начале января, обнаружили у него целый ряд заболеваний, включая артропатию суставов ног, сахарный диабет, артериальную гипертензию и язву. Медики отметили, что пациент жалуется на боли в позвоночнике, головокружение и кашель. От Зельцера они узнали, что он в течение 20 лет лечился от подагрического артрита, однако заявили, что при осмотре этого заболевания у заключенного обнаружено не было. В целом, по их мнению, состояние американского юриста было "удовлетворительным" и в тюремной больнице (опять же, по их мнению) он мог получить необходимое лечение.

Между тем выводы американского врача Альберта Бенчабатта, который осматривал Зельцера 6 января, оказались гораздо менее оптимистичными. Бенчабатт заявил, что состояние больного быстро ухудшается, а белорусская сторона не может обеспечить ему надлежащего лечения. По словам врача, Зельцеру, в частности, была необходима срочная операция на сердце (аортокоронарное шунтирование). Американский специалист предложил перевезти соотечественника в США, отметив, что дальнейшее пребывание в белорусской тюрьме для пациента "равносильно смертному приговору".

Отказываясь освободить Зельцера, белорусские власти рисковали нарваться на серьезный скандал: если бы в белорусской тюрьме вдруг умер гражданин США, шума избежать бы не удалось. Впрочем, официальный Минск, возможно, просто ждал удобного момента, чтобы разыграть эту карту. Если бы Лукашенко, к примеру, решил помиловать американского юриста в конце 2008 года, когда в США менялось руководство, этот жест, как можно предположить, прошел бы почти незамеченным.

Эммануил Зельцер. Фото с сайта russianlaw.org
Lenta.ru

Теперь же, когда "торговые войны" с Россией привлекли к Белоруссии повышенное внимание, этот жест оказался как нельзя кстати. Когда в республику пожаловали американские конгрессмены, Лукашенко буквально горел желанием сообщить им приятную новость: "Никогда не думал, что этот человек станет вопросом в отношении между нашими государствами. Да, по белорусским законам я могу помиловать Эммануила Зельцера. Вы обратились ко мне с этой просьбой, так ведь? Если это будет способствовать нормализации наших отношений, я сегодня же подпишу указ (о помиловании)". Вот так просто.

Кстати, с освобождением Зельцера возникает вопрос: как его пребывание на свободе повлияет на спор о наследстве Патаркацишвили (наследстве, которое, по информации все той же The New York Times, оценивается в 15 миллиардов долларов). Секретарь Зельцера Владлена Функ утверждает, что этим делом он занимается до сих пор. В свою очередь, сводный брат Патаркацишвили Джозеф Кей вскоре после задержания своего юриста заявил, что не советовал ему ехать в Белоруссию, и дал понять, что у него были сомнения по поводу лояльности адвоката. В Минск, как отметил Кей, Зельцер полетел по совету Бориса Березовского, который также отстаивает свои права в деле о наследстве Патаркацишвили.

Неизвестно, захочет ли Кей и дальше пользоваться услугами адвоката, который имеет судимость за коммерческий шпионаж и использование подложных документов. Впрочем, неизвестно и то, захочет ли сам Зельцер заниматься делом, которое довело его до тюрьмы и едва не довело до могилы. Выйдя на свободу, он заявил только, что планирует в ближайшее время заниматься своим здоровьем. Разговаривать на другие темы Зельцер не стал.

P.S.

Не стоит, конечно, ждать слишком многого от сближения Белоруссии и США. Пока очевидно только то, что "многовекторная политика" Лукашенко продолжает приносить плоды. "Сейчас Беларуси от Запада нужно одно: деньги, - рассуждает белорусский политолог Валерий Карбалевич. - И как ни удивительно, в Беларусь пошли кредиты. Прекращение вражды с Европой, использование тактики балансирования между Востоком и Западом дает положительный эффект".

Лукашенко, вдохновленный визитом "американских друзей", уже призвал их отменить "Акт о демократии в Белоруссии" (документ 2004 года, который обосновал введение санкций против республики). Гости дали пока не слишком обязывающий ответ, заявив, что "дружба" будет зависеть от дальнейших действий белорусского президента.

В итоге Зельцер получил свободу, США отстояли интересы своего гражданина, Белоруссия получила очередной кредит. А Лукашенко получил стимул к тому, чтобы и дальше играть на противоречиях своих друзей на Западе и Востоке, извлекая из этого выгоду.

Как выражался Великий Комбинатор, "джентльмен в обществе джентльменов делает свой маленький бизнес"...

< Назад в рубрику