Список московских фешенебельных отелей, управляемых международными сетями, пополнится. В декабре в Москве откроется после реконструкции гостиница "Украина" — под брендом Radisson Royal. Это будет уже второй московский отель компании The Rezidor Hotel Group, управляющей брендом Radisson, и вторая высотка, нашедшая международного гостиничного оператора.
Новая жизнь
Столичные власти заявили о продаже 100 процентов акций ОАО "Гостиница "Украина" в декабре 2004 года, но больше полугода на участие в торгах не находилось желающих. Дело в том, что Москва поставила условие, по которому будущий владелец должен будет провести реконструкцию гостиницы. Стоимость реконструкции оценивалась в 70 миллионов долларов. От продажи гостиницы власти рассчитывали выручить около 200 миллионов долларов. Плюс к этому победитель торгов должен был погасить долг за работы по реставрации фасада швейцарской компании Hotel Service Management Ltd. в объеме более 5 миллионов долларов. Эксперты рынка полагали, что это слишком дорогой проект для большинства российских инвесторов.
Тем не менее, несколько компаний все-таки пожелали участвовать в конкурсе. Открытый аукцион состоялся только в ноябре 2005-го. Начальная цена акций составила 4,4 миллиарда рублей (около 150 миллионов долларов).
На покупку "Украины" было семь претендентов: ЗАО "Лигастройпроект", ООО "Бизнес Гарант", ОАО "Интурист Отель Групп", ОАО "Садко Отель", ООО "Торгсервис", ООО "Плаза" и ООО "Бисквит". Каждый из них внес задаток в размере 20 процентов от стартовой стоимости лота (чуть более 800 миллионов рублей).
Любопытно, что перед началом основного аукциона, так сказать для разминки, были проведены торги, на которых в качестве единственного лота была представлена подарочная книга "Москва" с дарственной надписью первого заместителя мэра Москвы Юрия Росляка. Книга досталась ООО "Бисквит" за 15 тысяч рублей. Эта же компания на основных торгах приобрела и гостиницу "Украина" за 7,9 миллиарда рублей (приблизительно 270 миллионов долларов).
До аукциона название компании, купившей гостиницу, на рынке известно не было. Впоследствии выяснилось, что ее владельцами являются совладельцы Черкизовского рынка, комплекса "Гранд" в Химках, торгового центра в Новых Черемушках и "Электронного рая" на Пражской - Зарах Илиев и Год Нисанов.
В начале декабря 2005 года "Бисквит" полностью расплатился с городом за "Украину" и подтвердил готовность провести реконструкцию. Предполагалось, что категория гостиницы повысится до 4 звезд, управлять отелем, вероятнее всего, будет международный оператор.
В марте 2007 года гостиница закрылась на реконструкцию, а в ноябре произошло ЧП - обрушилась декоративная башня на одном из 11-этажных корпусов здания, обломившийся фрагмент провалился внутрь. При инциденте никто не пострадал. По одной из версий экспертов — башня рухнула, потому что устарели несущие конструкции. По другой - обрушение стало следствием несоблюдения технологий работ при строительстве здания: в свое время строители спешили закончить работу к Всемирному фестивалю молодежи и студентов 1957 года, в результате чего башня не имела жесткой связки с остальной конструкцией. По третьей — при возведении "Украины" использовались некачественные стройматериалы (кирпич и строительная смесь не соответствовали маркам, заявленным в проектной документации). Кроме того, урон зданию был нанесен в ходе многочисленных ремонтов, которые проводились в гостинице за время ее эксплуатации.
В прошлом году стало известно, что гостиница "Украина" в скором времени станет не 4-х, а 5-звездочной. В гостиничном комплексе появится апарт-отель для длительного пребывания, рестораны, лобби-бар, банкетный зал с авторским дизайном, конференц-центр, spa-салон и фитнес-центр, галерея бутиков, представительства банков, теннисные корты, подземная парковка на 500 автомобилей и собственный причал на набережной Тараса Шевченко.
Предполагалось также, что "Украина" сменит название. "У гостиницы абсолютно точно будет другое имя. Действующее российское законодательство не позволяет присваивать названия иностранных государств таким объектам, как наш", - заявила "Интерфаксу" представитель администрации отеля.
А на прошлой неделе руководство гостиницы определилось с оператором для обновленной "Украины" — им станет Rezidor Hotel Group, которая управляет брэндом Radisson. Выбор удивления не вызывает, учитывая, что Зарах Илиев и Год Нисанов являются совладельцами гостиницы "Radisson SAS Славянская" в Москве - по данным газеты "Коммерсант", в августе прошлого года они приобрели 50 процентов акций ООО "Славянская", которая владеет отелем.
До реконструкции в гостинице было 1017 номеров. В обновленном отеле, как говорится в официальном сообщении на сайте гостиницы, будет 507 номеров (площадью 32—260 квадратных метров) и 38 апартаментов (70—150 квадратных метров). Известно также, что помимо перечисленной выше инфраструктуры, в Radisson Royal Moscow будут открыты четыре ресторана, включая ресторан французской и азиатской высокой кухни известного ресторатора Аркадия Новикова. Открытие отеля запланировано на 1 декабря этого года.
Понаехали
Таким образом, уже вторая московская гостиница-высотка попала в руки международного гостиничного оператора. Первая — гостиница "Ленинградская" — открылась в 2008 году после почти трехлетней реконструкции и стала первой гостиницей сети Hilton в России. Отель, которому была присвоена категория 4 звезды, стал называться "Hilton Moscow Ленинградская".
Международные сети отелей присутствуют в Москве довольно давно. Наиболее широко представлена американская сеть Marriott International, которая управляет шестью гостиницами в Москве под марками Marriott, Courtyard, The Ritz-Carlton и Renaissance, и в следующем году планирует открыть еще один отель. Еще несколько гостиниц находятся под управлением британской сети InterContinental Hotels Group, в их числе отель Holiday Inn в Сокольниках. Гостиница "Арарат" представлена сетью Hyatt International, "Балчуг Кемпински" находится под управлением Kempinski Hotels & Resorts. В столице также есть отели сетей Starwood Hotel & Resort, Accor Group, Fairmont Raffles Hotels International. И еще несколько сетей выстроились в очередь. В частности, после завершения реконструкции гостиница "Москва" будет управляться австрийской сетью Four Seasons, которая пока не представлена в столице. По данным компании Knight Frank, свои отели планируют открыть сети Mandarin Oriental Hotel Group, Shangri-La Hotels и южно-корейская Lotte Hotels & Resorts. Кроме того, активно ищут выхода на московский рынок сети Wyndham, Peninsula, Morgans Hotels Group, Jumeirah и Golden Tulip.
Как рассказал "Ленте.Ру-Недвижимость" заместитель директора отдела консалтинга компании Knight Frank Игорь Роганович, гостиничный бизнес в Москве более рентабельный по сравнению с другими российскими и европейскими городами. Стоимость размещения в гостиницах Москвы на данный момент является одной из самых высоких в Европе.
"Международным сетям в принципе интересно управлять гостиницами в Москве, потому что наш рынок охарактеризовал себя как высокодоходный, - подтверждает старший вице-президент компании Jones Lang LaSalle Hotels Марина Смирнова. - Другое дело, что реальных объектов, которыми можно было бы управлять, не так много. Терпение операторов, ожидающих выхода очередного отеля, зачастую исчерпывается: либо они отказываются от проекта либо корректируют свои планы".
"Сложившийся в Москве сегмент гостиниц категории 3 звезды в подавляющей части представлен старыми советскими гостиницами, не способными конкурировать с международными гостиничными операторами по уровню услуг, - отмечает Игорь Роганович. - По этой причине международные гостиничные операторы, приходя в Москву с "трехзвездочными" брендами, имеют возможность позиционировать их как 4 звезды".
Отели, представленные в Москве международными операторами, в основном относятся к категории 4-5 звезд. В свое время это было оправданно: до кризиса в Москве ощущался дефицит гостиничных номеров, при этом спрос на гостиницы сегмента luxury был часто даже выше, чем на гостиницы средней ценовой категории. Однако в последнее время гостиничные сети уже проявляют устойчивый интерес и к проектам уровня mid-market (3–4 звезды по российской классификации). Как пояснила Марина Смирнова, у международных сетей большая линейка брендов, рассчитанных на разные категории клиентов, поэтому им интересны разные проекты. Если они видят, что в конкретном месте будут хорошо продаваться номера в гостинице среднего ценового сегмента, но не будет пользоваться спросом фешенебельный отель, они предложат соответствующий бренд.