Экономика
23:09, 2 июля 2009

Россия - щедрая душа Москва выдала дружественным странам кредитов на несколько миллиардов долларов

Россия может предоставить Сербии кредит на миллиард евро. По крайней мере, на такую сумму претендует балканская сторона. Выдача такого кредита вряд ли относится к числу невероятных с учетом традиционно дружеских отношений между двумя славянскими странами. Тем более что Россия в этом году не скупится на помощь своим союзникам и партнерам, как проявляющим лояльность, так и ведущим себя своенравно. Впрочем, межгосударственное кредитование стало в кризисные времена широко распространенной практикой и пределами СНГ и Восточной Европы отнюдь не ограничивается.

Славянское братство

В довершение всех бед, преследовавших Сербию на протяжении последних двух десятилетий, по ней тяжело ударил мировой экономический кризис. В отличие от других стран Восточной Европы, где 2000-е годы были периодом бума, резко поднявшего ВВП и доходы населения, Сербия только-только начала восстанавливаться от войн, рецессий и политических кризисов. Радость, однако, оказалась недолгой.

Зарубежные инвестиции не шли в Сербию сначала из-за военных санкций, затем помощь негласно увязывалась с предоставлением Белградом независимости Косово. В итоге инфраструктура страны пришла в полную негодность. Если в 80-е Югославия была самой богатой из всех социалистических стран Восточной Европы, то последние десятилетия превратили ее ядро - Сербию - в одну из наиболее бедных. В условиях кризиса рассчитывать на то, что модернизационные программы удастся воплотить в жизнь, также не приходится.

В начале 2009 года сербы попросили кредит у МВФ, оговаривая, что он нужен им не для срочных целей, а на случай валютного кризиса. В фонде выделили первый транш на 530 миллионов долларов, но дальнейшую помощь приостановили, так как из-за сокращения доходов сербской казны удержать дефицит бюджета на уровне в 3 процента от ВВП не представлялось возможным. Белграду ничего не оставалось, как обратиться к Москве.

Тем более что отношения между странами в последнее время были весьма позитивными. "Евроориентированный" кандидат в президенты Борис Тадич, став главой государства и отбросив предвыборную риторику, первым делом посчитал нужным наладить партнерство с Москвой. Здесь слова с делами не разошлись - сначала страны установили безвизовый режим, затем Белград дал "Газпрому" добро на строительство "Южного Потока" и разрешил выкупить местную нефтегазовую компанию.

В этом сближении свою роль сыграли политические мотивы: основная масса сербов выступает за дружбу с Россией, и политику, отказавшемуся от партнерских отношений с Москвой, этого не простили бы. Но во главе угла стояла все-таки местная экономика, интерес к которой у западных стран и так был не велик, а с наступлением кризиса и вовсе исчез. Россия же имела в наличии средства и не прочь была использовать их для закрепления своего влияния в балканской стране.

И вот теперь Белград просит у Москвы миллиард евро как на развитие инфраструктуры, так и на решение текущих проблем - необходимо чем-то наполнять опустевшую казну. Не ясна пока только техническая сторона вопроса, а именно - кто будет кредитовать "братушек" - правительство России или банки. Но это, видимо, дело времени.

Миллиард туда, миллиард сюда

Вообще для Москвы кризис стал не только головной болью, но и неплохим шансом для увеличения своего политического влияния. Страна накопила 400 миллиардов евро золотовалютных резервов, которые, хоть и истощились на треть по сравнению со своим пиком в августе прошлого года, все же являются третьими по величине в мире. Очевидно, в Кремле считают, что потратить их небольшую часть на то, чтобы получить политический капитал - это неплохая идея.

Приоритет был отдан странам СНГ. Белоруссии, в частности, уже выдали полтора миллиарда долларов. Правда, "купить" президента страны Александра Лукашенко за эту сумму все равно не удалось. Торговые перепалки между странами не только продолжились, но и усилились - достаточно вспомнить недавно прошедшую "молочную" войну и надвигающуюся "газовую". Да и независимость Абхазии и Южной Осетии Минск признавать по-прежнему не спешит.

Другой точкой приложения российского финансового рычага стала Киргизия, которой предоставили 150 миллионов долларов безвозмездной помощи и 300-миллионный кредит со смехотворно низкими процентами. Здесь уже уступки были вполне конкретными - буквально тут же Киргизия "попросила" американцев с их военной базы в Манасе, хотя США в конечном итоге заблокировали этот шаг. Некоторые предприятия в стране также стали доступны для российских инвесторов.

Следующей в списке стала Армения, считающаяся российским форпостом в Закавказье, которой также дали взаймы 500 миллионов. Еще полмиллиарда долларов было обещано Молдавии.

Вне СНГ помощь получила Монголия. Интересно, что эта страна, формально в СССР никогда не входившая, считалась одним из самых близких к нему государств. В период между мировыми войнами статус Монголии напоминал чем-то ситуацию с нынешними Абхазией и Южной Осетией. Тогда ее независимость от Китая никто не признавал, но де-факто она существовала, и в конце концов Улан-Батор добился ее международного оформления. Сейчас в Монголии вовремя вспомнили о большом северном брате, так как большой южный брат у потомков Чингисхана вызывает недоверие и опаску. От него помощь решили не принимать.

Наиболее экзотическим заемщиком России могла стать Исландия. После того как островное государство потерпело финансовый крах, оно обратилось за помощью ко всем сторонам света. В Москве заявили, что помощь оказать могут, но со временем вопрос замяли. По каким причинам это было сделано, до сих пор остается тайной.

Какую отдачу все эти кредиты принесут в будущем - большой вопрос. Сейчас, по крайней мере, Россия показывает, что может поддержать дружественные страны настоящим образом, а не только на словах. Следовательно, желающих взять в долг в перспективе может только прибавиться, тем более что страны ЕС довольно скупы на помощь восточной части континента, а МВФ требует исполнения жестких условий, что не всегда представляется возможным. Вполне возможно, что европейцы по-своему правы. Когда кризис такой силы далек от завершения, то лучше в первую очередь позаботиться о себе самих. Правда, и в России пока, как показывают индексы промышленного производства и ВВП, об окончании рецессии говорить не приходится.

Далеко нам до Китая

Справедливости ради надо заметить, что Россия - не единственная страна, развившая активность на рынке международного кредитования. Тот же Китай согласился предоставить помощь своим соседям из Восточной Азии, причем здесь речь идет о суммах в десятки миллиардов долларов. Страны БРИК в целом решили помочь МВФ, дав принципиальное согласие на выкуп облигаций этого проклинаемого в малых развивающихся странах финансового института.

Так, Китай готов выдать вашингтонскому учреждению 100 миллиардов долларов, Россия и Бразилия согласились выделить по 10. Возможно, что это только начало, ведь на встрече G20 фонду пообещали предоставить 750 миллиардов долларов на кредитование пострадавших от кризиса стран. Взамен крупнейшие развивающиеся государства наверняка потребуют допуска до принятия решений как в рамках МВФ, так и других международных институтов. В конечном итоге, политика - это, конечно, концентрированная экономика, но и экономика - одно из средств достижения политических целей.

< Назад в рубрику