Вперед в прошлое

Российский рынок сотовых телефонов скатился к уровню 2003-2004 года

В начале июля несколько компаний, в том числе ведущий российский продавец сотовых телефонов "Евросеть", поделились данными о состоянии рынка мобильников в стране в первом полугодии 2009 года. Выяснилось, что в январе-июне россияне резко сократили покупки сотовых телефонов. По мнению некоторых экспертов, рынок мобильников в России откатился почти на шесть лет назад.

В первом полугодии продажи сотовых телефонов уменьшились на 36 процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года и составили 10,49 миллиона трубок. Такие данные приводит "Евросеть", контролирующая более пяти тысяч мобильных салонов в России и СНГ, на отчет которой ссылается газета "Ведомости". В январе-июне 2008 года аналогичный показатель составлял 16,4 миллиона телефонов.

Если говорить о денежном эквиваленте, то сокращение рынка составило 32,1 процента. Объем продаж мобильников снизился с 86,6 миллиарда рублей в январе-июне прошлого года до 58,9 миллиарда рублей в первой половине текущего. При этом во втором квартале 2009 года впервые за четыре года было продано сотовых телефонов меньше, чем в первом квартале. В апреле-июне продажи составили 5,03 миллиона трубок, а в январе-марте - 5,46 миллиона.

В "Евросети" отметили, что пик падения продаж мобильников пришелся на апрель. В целом во втором квартале как продажи, так и выручка сотовых ритейлеров сократились больше, чем в первом квартале. С апреля по июнь продажи упали на 42,2 процента к аналогичному периоду 2008 года, а выручка - на 34,3 процента. С января по март аналогичные показатели снизились на 29 и 29,8 процента соответственно.

Преподаватель программы "МВА-маркетинг" Академии народного хозяйства Владимир Богданов, ранее занимавший пост вице-президента "Евросети", считает, что рынок сотовых телефонов в России оказался отброшен почти на шесть лет назад, если судить по объемам продаж. В начале 2009 года они оказались меньше, чем в первом полугодии 2004 года - 10,75 миллиона трубок против 12,8 миллиона соответственно.

Впрочем, если говорить о продажах мобильников в денежном выражении, то, по данным Богданова, в январе-июне текущего года по сравнению с 2004 годом они даже выросли - объем рынка составил 54,6 миллиарда рублей против 51,9 миллиарда в первом полугодии 2004 года. Вместе с тем, если сравнивать заработанные в 2009 году ритейлерами средства с показателями прошлого года, разрыв будет существенный. Сокращение рынка составило 35 процентов: в январе-июне 2008 года уровень продаж достиг 83,4 миллиарда.

В компании Mobile Research Group (МRG), на отчет которой ссылается газета "РБК Daily", подсчитали, что всего за первое полугодие в России было продано около 12,2 миллиона мобильных трубок. При этом во втором квартале 2009 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года падение продаж составило 44 процента. Впрочем, отмечают в МRG, по сравнению с январем-мартом текущего года в апреле-июне было продано всего на 17 процентов меньше сотовых телефонов, что существенно ниже прогнозов аналитиков и может свидетельствовать об оживлении рынка.

В течение нескольких последних лет рынок сотовой связи в России рос, однако из-за кризиса, вызвавшего спад спроса на многие товары и услуги, начал сокращаться. В первом квартале 2009 года продажи мобильных в стране снизились до пятилетнего минимума - на 29 процентов до 5,48 миллиона трубок.

При этом негативное влияние кризиса сказалось не только на российском рынке, но и на мировом. Согласно данным исследовательской компании Strategy Analytics, в первом квартале текущего года продажи мобильных упали на рекордную за последние восемь лет величину - на 13 процентов до 245 миллионов штук.

Стоит отметить, что совокупные обороты розничной торговли в России также уменьшаются. По данным Министерства промышленности и торговли, данный показатель в мае текущего года снизился на 5,6 процента по сравнению с маем 2008 года. Всего за первые пять месяцев текущего года объемы розничной торговли сократились на 2,2 процента.

Кроме того, в условиях кризиса, то есть снижения зарплат и попыток экономить на всем, россияне все чаще откладывают покупку нового телефона и готовы чинить сломанные мобильники, вместо того чтобы приобретать новые. Согласно майским данным компании "Ромир", опубликованным газетой "Известия", трое из пяти жителей России в случае поломки телефона готовы отдать его в ремонт, а не покупать замену.

Тем не менее, несмотря на падение продаж и выручки, как считают в "Евросети", рынок сотовых телефонов в России начнет восстанавливаться во втором полугодии. При этом в целом по году сокращение продаж все же произойдет и оценивается ритейлером примерно в 39 процентов. Однако всего россияне, как ожидает "Евросеть", купят за год 22,8 миллиона трубок. В МRG оценивают данный показатель в 25 миллионов трубок, а в случае, если не случится "второй волны" кризиса - в 29-30 миллионов.