C тех пор, как тяжело раненный в результате покушения президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров пришел в сознание, а прогнозы врачей приобрели благоприятный характер, предметом пристального внимания СМИ, освещающих это происшествие, стал президентский автомобиль Mercedes-Benz S500, а точнее вопрос о качестве его бронирования.
Толчком для этого послужила публикация в "Московском комсомольце" под броским заголовком "У президента украли броню". Суть статьи сводилась к тому, что алчные родственники Юнус-Бека Евкурова, занявшие с его приходом к власти множество постов и должностей в ингушской администрации, "сэкономили" на покупке бронированных автомобилей для президентского кортежа, купив обычные серийные модели, которые затем отогнали в Нижний Новгород, где местные "кустари" по дешевке обшили их некачественной броней.
В итоге, "вместо заводских бронированных авто в парке главы субъекта Федерации появились простые иномарки с самодельно приваренными стальными листами", а вместо "родного" мерседесовского пуленепробиваемого стекла, которое стоит более миллиона рублей, в Нижнем Новгороде на президентское авто поставили "самопал" за "каких-то" сто с небольшим тысяч.
Из всего этого журналист "МК" сделал вывод о том, что именно "фальшивая броня" и стала причиной тяжелых ранений, полученных Евкуровым, когда его автомобиль оказался в эпицентре взрыва мощностью около 70 килограммов в тротиловом эквиваленте. В доказательство своей версии автор статьи привел следующее соображение: когда в 2003 году предшественник Евкурова Мурат Зязиков также оказался объектом покушения, фугас в полтора раза мощнее "евкуровского" не смог причинить тогдашнему президенту республики никаких серьезных травм.
Уже на следующий день в другом российском издании – "Комсомольская правда - Нижний Новгород" — появилась статья о все тех же "кустарях" из Нижнего, которые по утверждению издания, оказались вовсе не кустарями, а высокотехнологичной компанией с хорошей репутацией и клиентами как среди высшего российского руководства, так и среди арабских шейхов. Глава совета директоров компании, чье название, как и в предыдущей статье, почему-то не называлось, негодовал и обещал засудить "МК" за "лживую" публикацию.
Тем не менее, зерно сомнений уже упало в благодатную почву, и следующим в качестве работы мастеров из Нижнего усомнился временный исполняющий обязанности главы Ингушетии Рашид Гайсанов, который наряду с категорическими заявлениями о том, что "бронь была заводская", предположил, что "возможно, она все же не была высшего класса".
Чтобы внести некоторую ясность в этот вопрос, "Лента.ру" обратилась за комментариями к представителям компании Mercedes-Benz в России и руководству фирмы, бронировавшей автомобили для президента Ингушетии.
Как и следовало ожидать, собеседники нашего издания кардинально разошлись в толкованиях термина "заводское бронирование". Так, руководитель отдела корпоративной коммуникации ЗАО "Мерседес-Бенц РУСС" Андрей Родионов заявил, что "заводским" может называться лишь фирменное бронирование автомобилей линейки Mercedes-Benz Guard, так как элементы бронезащиты интегрируются в конструкцию автомобиля с самого начала производственного процесса, а множество узлов и агрегатов автомобиля подвергаются доработке, чтобы компенсировать увеличение веса авто и изменение его ходовых характеристик.
В Mercedes-Benz убеждены, что качества "заводского" бронирования невозможно добиться при "добронировании", то есть при оснащении бронезащитой уже готового серийного автомобиля, как бы тщательно и глубоко он ни дорабатывался. Соответствуют подобным утверждениям и цены на "заводские" бронеавтомобили немецкого концерна – цена на S600 с высшим по европейской шкале классом бронирования B6/B7 начинается от 580 тысяч евро (около 26 миллионов рублей – прим. Лента.ру).
Категорически не согласен с подобным толкованием термина "заводское бронирование" Юрий Яворский — председатель совета директоров компании RIDA (именно так называется то самое нижегородское предприятие, где были бронированы автомобили для кортежа Евкурова).
"Начнем с того, что в структуру нашей компании входит целый комплекс производств, на которых разрабатываются, изготавливаются и устанавливаются на автомобили детали бронезащиты", - заявил Яворский, подчеркнув, что RIDA является сертифицированным производителем мелкосерийных автомобилей на базах шасси различных марок, а выпускаемая продукция соответствует всем существующим в России требованиям и нормам.
"Более того, бронестекло, которое мы производим, прошло сертификацию и в Германии, где ему был присвоен класс бронирования B6, в то время как, например, германская броня, которую устанавливают на заводах Mercedes-Benz, после неоднократных попыток так и не смогла пройти испытания на высший по российским стандартам 5-й класс бронирования. При этом наше бронестекло действительно стоит в 10 раз дешевле, чем "мерседесовское", а бронированный S500 стоит у нас около 16 миллионов рублей", - сообщил Яворский.
По его словам, всего для кортежа ингушского президента были куплены пять бронеавтомобилей RIDA – три на базе Toyota Land Cruiser и два – Mercedes-Benz S500, а общая сумма сделки составила около 60 миллионов рублей (в то время как "МК" писал о 70 миллионах рублей бюджетных денег, выделенных на покупку президентских автомобилей). "Деньги тут государственные, поэтому никакого секрета нет и быть не может", - подчеркнул Яворский.
"На самом деле покушение на Юнус-Бека Евкурова можно считать неопровержимым доказательством качества нашей продукции! Посудите сами – два наших бронеавтомобиля оказались в эпицентре мощнейшего взрыва, при этом один из них, пролетев по воздуху более 30 метров, все же спас жизнь самому ингушскому президенту, а второй - на шасси Land Cruiser - защитил людей, которые затем оказали первую помощь раненым, - резюмировал Яворский. - Ни один, слышите, ни один "Мерседес", бронированный на германских заводах, не обеспечил бы лучшей защиты! Я вам это ответственно заявляю".
Пока что спор о сравнительных достоинствах немецкой и российской брони разворачивается на страницах газет, но точку в нем, видимо, поставит следствие (если вообще заинтересуется этим вопросом). Вышло так, что в результате тщательно спланированного покушения Евкуров и не отделался легкими царапинами, и не погиб - а значит, можно долго рассуждать о том, что было бы, окажись он в момент взрыва в "Мерседесе" с фирменным "заводским бронированием". Учитывая нетерпимость истории к сослагательному наклонению, каждая сторона в этом споре может толковать результаты покушения на президента Ингушетии как доказательство собственной правоты.
Теоретически, разрешить спор о том, спасла ли нижегородская броня жизнь ингушского президента или, напротив, не уберегла его от тяжелейших ранений, мог бы следственный эксперимент. Однако вероятность его проведения, по понятным причинам, равна нулю.