7 июля в Совете Федерации сенаторы, депутаты, главы компаний и прочие сопричастные лица обсуждали применение российской навигационной системы ГЛОНАСС в экономике России. Другими словами, они на все лады сравнивали ее с более эффективной американской GPS.
Пока в Малом зале Совета Федерации сидело полсотни человек, над поверхностью Земли в трех орбитальных плоскостях кружились 20 из 24 спутников ГЛОНАСС. Два из них в настоящее время находятся на техобслуживании, так что работают всего 18. В скором времени "орбитальная группировка", как ее называют, будет полностью укомплектована, но уже сейчас система покрывает 100 процентов территории России, просто работает с чуть меньшей точностью. По крайней мере, так заявил генеральный конструктор ГЛОНАСС.
У каждого подобного собрания есть определенная цель. В данном случае речь шла о передаче Совету Федерации и правительству рекомендаций по благому делу развития ГЛОНАСС в России. В проекте этого документа Совет просили рассмотреть предложения, собранные у участников, а также проконсультироваться с разбирающимися в теме людьми и организациями.
Отклонения от проекта появились почти сразу. Несколько раз, например, прозвучала идея о вводе пошлин на ввоз зарубежных навигаторов без ГЛОНАСС. Проще говоря, об удорожании в полтора раза львиной доли всех навигаторов на российском рынке. Пару раз выступавшие высказывали мысль о законодательном регулировании присутствия ГЛОНАСС на массовом рынке.
Примечательно, что лишь один из выступавших попросил снизить пошлины, но не на ввоз навигаторов, а на определенные виды пластмасс и комплектующих. Российская промышленность уже научилась собирать навигационные приемники. С корпусами, дисплеями и батарейками все обстоит гораздо хуже. Их приходится импортировать.
Направление обсуждений в принципе было понятно с самого начала, хотя разговоры о заградительных пошлинах для GPS-навигаторов немного сместило акценты. Дело в том, что о полном переходе на ГЛОНАСС речь вообще не идет. Скорее чиновники мечтают встроить рядом с каждым GPS-модулем свой прибор за как можно меньшие деньги. Если же ввести пошлины, то российским производителям придется осваивать массовый выпуск GPS-приемников собственными силами.
В материалах к заседанию оказалось несколько интересных таблиц. В частности, один из самых популярных GPS-приемников там сравнивался с "конкурирующими" ГЛОНАСС/GPS. Добавление ГЛОНАСС сильно преобразило навигационные модули, причем иногда - не в лучшую сторону.
Так, если размеры GPS-приемника составляют 3 на 3 миллиметра, а в толщину он всего 0,7 миллиметра, то габариты ГЛОНАСС/GPS - примерно 30 на 30 миллиметров, а толщина колеблется от 3 до 7 миллиметров.
Энергопотребление таких гибридных модулей в десять, а иногда и в двадцать раз выше, чем у стандартных GPS как в режиме захвата спутников, так и в режиме слежения. При этом их средняя стоимость - от 4 до 6 тысяч рублей, а GPS-приемник стоит лишь 300.
Но самое досадное - многие ГЛОНАСС/GPS-приемники существуют в виде партий в несколько десятков штук, в то время как производители GPS штампуют свои приемники миллионными тиражами.
Схожая ситуация сложилась с уже готовыми навигаторами. Поддержка GPS/ГЛОНАСС обойдется в два-три раза дороже просто GPS. Вес вырастет в два раза. Потребуется постоянное питание от бортовой сети автомобиля. В общем, пока не очень выгодно.
То же самое, но другими словами повторялось в раскинувшемся на несколько листов аналитическом материале, который получили все присутствующие. Вот несколько цитат:
- Рынок ГЛОНАСС относительно небольшой;
- C потребительской точки зрения, система ГЛОНАСС пока малоэффективна;
- Обязать крупных международных производителей электроники интегрировать ГЛОНАСС в свои продукты сейчас не представляется возможным;
- Больших коммерческих перспектив у ГЛОНАСС даже в России (не говоря уже про мировой рынок) на сегодняшний день не просматривается.
О пошлинах тут как-то даже говорить странно. Все равно, что установить пошлину на ввоз калькуляторов, чтобы поддержать производителей конторских счетов.