В Германии наступили политические каникулы: депутаты Бундестага, проведя итоговое 16-часовое заседание, разъехались в отпуска. Политики набираются сил перед предстоящими в сентябре выборами. Однако атмосфера царит не совсем отпускная. В стране разгорелся "атомный скандал" вокруг аварии на АЭС Крюммель в Шлезвиг-Гольштейне. Не исключено, что дискуссия о целесообразности использования АЭС для производства электроэнергии станет одной из центральных тем предстоящей предвыборной кампании, а главные политические игроки постараются заработать на этом происшествии дополнительные очки.
Авария на АЭС Крюммель произошла еще в субботу, 4 июля. В одном из трансформаторов возникло короткое замыкание, в результате реактор был автоматически остановлен, а сама станция отключена от потребительской сети. Можно было рассматривать все случившееся как небольшие технические неполадки на производстве, однако широкий резонанс произошедшему придал тот факт, что летом 2007 года на АЭС Крюммель уже произошла почти точно такая же авария. Тогда из-за короткого замыкания загорелся трансформатор и АЭС была остановлена, а затем выведена из эксплуатации.
Расследования, проверки, ремонтные работы споры с "зелеными" о том, запускать или не запускать станцию вновь, длились два года, пока, наконец, летом 2009 АЭС вновь не заработала. Управляющая ею шведская энергетическая компания Vattenfall рапортовала, что станция Крюммель находится в хорошем состоянии и сможет проработать еще долго. И вот, буквально через две недели, сгорает второй трансформатор и все начинается сначала. Только на сей раз все намного хуже, прежде всего потому, что и у политиков, и у населения пропало доверие к Vattenfall и появился вполне обоснованный страх: неясно, что вообще происходит на АЭС, расположенной, кстати, в 40 километрах от Гамбурга.
В прессе появились сообщения, которые лишь подлили масла в огонь. Оказалось, что Vattenfall вроде как и не спешила оповещать земельные власти Шлезвига-Гольштейна о происшедшем. Об аварии стало известно от полиции, которую в свою очередь уведомили охранники станции. Выяснилось, что трансформатор находился в эксплуатации 33 года и был установлен примерно в то же время, когда и первый трансформатор, сгоревший в 2007 году. Вопрос, почему его тогда же не поменяли на новый, так и остался висеть в воздухе. Затем газета Welt сообщила со ссылкой на свои источники, что специальное контрольное устройство, которое следит за состоянием трансформатора, установлено не было.
Насколько все эти предположения верны, до сих пор сказать сложно. Пресс-секретарь Vattenfall в Европе Иво Банек (Ivo Banek) в интервью радио Deutschland Funk заверил слушателей, что в техническом плане собственно ничего существенного и не произошло и что, напротив, после замыкания аварийная система сработала просто безупречно. При этом Банек признал, что контрольное устройство на трансформаторе действительно установлено не было, а почему - никто не знает, но Vattenfall уже создал специальную комиссию, чтобы это выяснить. Главным упущением Иво Банек назвал ошибку в коммуникации, а именно промедление, которое допустили сотрудники АЭС, вовремя не проинформировав надзорные органы в Киле. Сначала они оповестили полицию, что в принципе нормально, однако у земельных властей возникло ощущение, что они получили информацию из вторых рук и что от них что-то скрывают.
Тем не менее, ни уточнения, ни оправдания представителей Vattenfall не смогли остановить разрастание скандала. Ситуация, когда ничего толком неясно, а напряжение и беспокойство велики, предоставила немало поводов для громких заявлений. Первым в атаку бросился министр экологии и окружающей среды Зигмар Габриель (СДПГ). Он потребовал немедленно остановить все старые реакторы в Германии и провести проверку электрооборудования на остальных, а также передать контроль над 17 АЭС, расположенных в ФРГ, от федеральных земель центральному правительству. Габриэль также обвинил Ангелу Меркель в лоббировании интересов представителей атомной энергетики и потребовал создать специальную комиссию Бундестага для проверки состояния АЭС Крюммель.
Вслед за Габриэлем выступили, как и ожидалось, "зеленые", которые призвали к бойкоту Vattenfall. Кандидат от "зеленых" на пост канцлера на предстоящих в сентябре выборах в Бундестаг Рената Кюнаст (Renate Kuenast) заявила, что потребители должны расторгнуть соглашение с Vattenfall и переориентироваться на поставщика экологически чистой электроэнергии. "Этот концерн, где постоянно происходят неполадки, должен почувствовать, что потребители ему больше не доверяют", - отметила Кюнаст. "Зеленые" также пообещали, что сделают отказ от атомной электроэнергии стрежнем своей предвыборной кампании. Активисты Greenpeace устроили настоящий спектакль перед АЭС, которую они символически обвязали цепями.
В общем, все так ретиво взялись за Крюммель, что не осталось сомнений - предвыборная кампания в ФРГ уже началась. Представители правого лагеря ХДС/ХСС прямо обвинили Габриэля в том, что он сеет страх и панику и пытается получить политические дивиденды с аварии на АЭС. Инцидент с трансформатором на Крюммеле оживил старый и неразрешимый спор между партнерами по черно-красной коалиции. ХДС/ХСС выступают за отказ от строительства новых АЭС и продление срока работы существующих реакторов - за этот срок ФРГ должна успеть перейти на альтернативные источники энергии. Со своей стороны СДПГ выступает за отказ от атомной энергии к 2021 году, а "зеленые" - за то, чтобы старые и вызывающие наибольшее опасения АЭС были закрыты еще раньше.
Что касается АЭС Крюммель, то она останется закрытой по крайней мере до весны 2010 года. Глава концерна Vattenfall Туомо Хатакка (Tuomo Hatakka) в четверг, 9 июля, встретился с представителями немецкого правительства. Он признал допущенные ошибки и заявил, что теперь перед компанией стоит задача восстановить доверие к себе. Хатакка также заявил, что некоторые из 80 тысяч стержней на АЭС могут иметь повреждения, и пообещал провести тщательную проверку всего комплекса АЭС Крюммель. Спецуполномоченным, на которого возложена эта задача, стал менеджер Vattenfall Штефан Долер (Stefan Dohler). Ранее премьер-министр Шлезвиг-Гольштейна Петер Харри Карстенсен (Peter Harry Carstensen) заявил, что готов дать компании Vattenfall еще один, последний шанс. Шведский концерн постарается его не упустить.