После того как премьер-министр России Владимир Путин лично разрешил кризисную ситуацию в городе Пикалево, жители города Светлогорье Приморского края по примеру пикалевцев тоже пообещали перекрыть федеральную трассу из-за невыплат по зарплате. Тогда президент Дмитрий Медведев пригрозил губернаторам, не способным без помощи Москвы справиться с безработицей и долгами по зарплате, увольнениями. После этого региональные чиновники стали смелее решать возникающие трудности: кто-то начал выплату зарплат, а кто-то - прибег к помощи ОМОНа.
Так, 10 июля 2009 года внимание властей попытались привлечь работники предприятия "Магистраль", расположенного в районе Горно-Алтайска. Рабочие, протестовавшие против сокращения кадров и невыплаты зарплаты, перекрыли федеральную трассу М-52, но были оттеснены сотрудниками ОМОНа. Движение на трассе было восстановлено. Рабочие продолжили пикет в стороне от дороги, но попытки перекрыть автомагистраль не оставили.
В отношении организаторов пикета и нескольких его участников были составлены административные протоколы по статье 20.2 Кодекса об административных правонарушениях России (нарушение установленного порядка пикетирования). Нарушителям грозит штраф до 20 минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до 15 суток. Причем второй вариант, похоже, окажется более осуществимым - участникам протеста штраф платить просто нечем.
Рабочие не получали зарплату на протяжении нескольких месяцев. По данным "Интерфакса", весной, когда информация о задолженности по зарплате работникам "Магистрали" стала известна следственному управлению СКП по Республике Алтай, ее размер достигал 12,6 миллиона рублей. К началу лета она уменьшилась до 5,6 миллиона рублей. По сведениям агентства "Новости Горного Алтая", максимальная задолженность по зарплате достигала 14 миллионов рублей, а к июлю 2009 года сумма долга уменьшилась до 4 миллионов рублей.
Причиной тяжелого положения "Магистрали" стала несвоевременная оплата заказчиками предприятия работ, которые оно выполняло по договорам подряда. По данным на конец февраля, общая сумма долгов заказчиков перед предприятием достигала 23,7 миллиона рублей. К лету эти цифры, по данным руководства "Магистрали", значительно выросли.
7 июля 2009 года состоялись переговоры между генеральным директором "Магистрали" Василием Пиряевым, представителями профсоюза, губернатором Республики Алтай Александром Бердниковым и исполняющим обязанности прокурора республики Олегом Четверниным. По словам Пиряева, заказчики должны заплатить "Магистрали" 5 миллионов рублей за строительство мостового перехода через реку Сарыкокша, а также 40 миллионов рублей - за строительство дороги Черга - Беш-Озек.
Кроме того, руководитель "Магистрали" потребовал от правительства Республики Алтай обеспечить сотрудников предприятия работой. По словам Пиряева, правительство республики фактически "душит" "Магистраль", не предоставляя подрядов предприятию и распределяя заказы между "своими" компаниями - в частности, госзаказчик "Горно-Алтайавтодор" уже больше двух лет не дает "Магистрали" участвовать в конкурсах.
7 июля губернатор Алтая Бердников от такой постановки вопроса отказываться не стал. По его словам, сейчас по всей России сложилась трудная ситуация, когда федеральный центр урезал средства на ремонт и содержание дорог, а строительство социальных объектов приостановлено. В связи с этим многие предприятия, выигравшие государственный тендер на строительство бюджетных объектов, ведут работы за свой счет, а государство гасит задолженность уже после завершения строительства.
То же фактически касается и "Магистрали", которой Бердников надавал множество полезных советов: избавиться от непрофильных активов, включая турбазы, оленьи фермы и автомобили представительского класса, а также участвовать в конкурсах и аукционах за пределами Республики Алтай, добиваться выплаты долгов через суд и вести более гибкую ценовую политику. Под конец переговоров губернатор пообещал разобраться в сложностях "Магистрали".
Обещание было выполнено - чиновники разобрались и пришли к выводу, что в бедственном положении "Магистрали" виновато не правительство, а менеджмент предприятия. В частности, выяснилось, что не правительство не давало "Магистрали" работу, а само предприятие не очень-то старалось ее найти. По данным Министерства регионального развития, за последние три года "Магистраль" участвовала только в 12 из 48 конкурсов на дорожное строительство, причем большинство тендеров проиграла из-за нежелания снижать стоимость контракта.
По сведениям пресс-секретаря республиканского правительства Елены Кобзевой, в 2008 году из 20 региональных конкурсов на строительство дорог "Магистраль" участвовала в двух, в 2009-м - в двух из 11. "Слова о каких-то препятствиях - не более чем слова. Магнитные записи аукционов регулярно изучают надзорные и правоохранительные органы, до сих пор нарушений не было выявлено", - подытожила Кобзева.
Но на этом список прегрешений "Магистрали" не заканчивается. На Алтае была создана специальная комиссия, которая занялась изучением вопроса о задолженности бюджета перед "Магистралью" за осуществление капитального ремонта мостового перехода через реку Сарыкокша. В ходе проверки выяснилось, работы были полностью завершены, однако заказчик - "Горно-Алтайавтодор" - их принимать отказался из-за существенных недочетов в оформлении отчетной документации.
Обнаруженные недочеты, суть которых не раскрывается, были подтверждены в отчете комиссии. При этом правительство Алтая 8 июля 2009 года постановило, что "Магистрали" необходимо в течение нескольких дней устранить обнаруженные недостатки, после чего "Горно-Алтайавтодор" перечислит в пользу предприятия пять миллионов рублей. По данным правительства, этих денег хватит для того, чтобы полностью погасить оставшуюся задолженность по зарплате работникам "Магистрали".
Основные трудности "Магистрали" будут решены, а вот каким образом руководство "Магистрали" отреагирует на выводы правительства Республики Алтай, не ясно. Во всяком случае пока никаких заявлений на этот счет со стороны предприятия сделано не было.
Учитывая влияние кризиса на экономику России и финансовые трудности, с которыми столкнулись многие предприятия, историй, подобных Пикалево или "Магистрали", появится еще много.