Россия
15:07, 10 июля 2009

Слово пастыря Единоросы договорились с РПЦ о законотворческих консультациях

Результаты встречи актива партии "Единая Россия" с патриархом Московским и всея Руси Кириллом вызвали в блогосфере дискуссии, переходящие грань истерии. Из сообщений, появившихся в лентах информагентств 8 июля, было понятно лишь то, что патриархия будет получать план законодательной деятельности Госдумы, чтобы впоследствии ежемесячно обсуждать с депутатами все законопроекты, которые вызывают "хотя бы малейшее сомнение" представителей РПЦ.

Недостаток информации закономерно приводит к появлению домыслов. На этот раз диапазон сделанных российскими пользователями интернета выводов оказался очень широким. Одни сочли договоренность между РПЦ и единоросами покушением на светский характер государственной власти (в частности, ее законодательной ветви) в России. Другие полагают, что это "просто пиар-ход", который на деле ничего не изменит, поскольку план работы Госдумы и так находится на парламентском сайте в открытом доступе. Третьи думают, что российские законы сильно выиграют в качестве, если к ним приложат руку духовные пастыри.

Сомнительные инициативы

Сомнения у РПЦ, в принципе, могут вызвать многие депутатские инициативы. В частности, как сообщается на сайте "Единой России", на встрече с единоросами патриарх Кирилл выразил обеспокоенность тем, что в мае Госдумой была ратифицирована Европейская социальная хартия. Глава РПЦ опасается, что после этого в России будет введено обязательное сексуальное просвещение в школах, а также появится ювенальная юстиция как особая система правосудия для несовершеннолетних. Русская православная церковь давно и решительно выступает против обеих перспектив. Единоросам пришлось объяснять патриарху, что ни о чем подобном в ратифицированной хартии нет ни слова. По словам главы комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрея Исаева, для того, чтобы подобного "недопонимания" не возникало в будущем, и нужны вышеупомянутые ежемесячные обсуждения.

В Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества Московской патриархии "Ленте.ру" объяснили, что никаких радикальных нововведений договоренность с "Единой Россией" за собой не повлечет. Протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что патриархия давно и "очень часто" советуется с Андреем Исаевым и вице-спикером Госдумы Вячеславом Володиным по поводу тех или иных законопроектов. То же самое в беседе с изданием "Коммерсант" заявил сам Исаев, пояснивший, что режим постоянных консультаций просто позволит "не пропускать ничего, заслуживающего внимания".

По словам Всеволода Чаплина, внимания патриархии заслуживают не только те законотворческие инициативы, которые затрагивают интересы РПЦ "в их узком понимании", но и другие вопросы. Так, церковь приветствует ужесточение наказания для педофилов, осуждает распространение порнографии и игорный бизнес, неоднократно предлагала ужесточить ограничения на продажу алкогольных напитков. Кроме того, зачастую речь заходит просто о спорных вопросах, которые вызывают общественный резонанс. В случае с той же самой ювенальной юстицией церковь считает, что она как представитель православных верующих, которые составляют большинство населения России, имеет право добиваться, чтобы ее мнение было услышано.

Равенство перед законом

Согласно второму пункту 14 статьи Конституции РФ, все религиозные объединения в России равны перед законом. В соответствии с этим, если законотворчество и нормотворчество ведется с учетом мнения представителей одной из конфессий, то должны быть услышаны и остальные. Так, например, полагают представители Совета муфтиев России. Муфтий шейх Равиль Гайнутдин, к которому "Лента.ру" обратилась за комментариями, заявил: "Мы всегда очень уважительно относимся ко всем усилиям руководства русской православной церкви для того, чтобы в стране соблюдались интересы верующих, чтобы учитывалась позиция церкви. Но поскольку исторически в стране проживают представители многих национальностей, религий и мировоззренческих групп, и по Конституции все они имеют равные права на реализацию своих как духовных, так и социальных потребностей, мы считаем, что совещательный голос представителей всех традиционных российских религий должен быть услышан властью при обсуждении важнейших для страны вопросов".

Тем не менее, требовать ежемесячных консультаций с депутатами российские мусульмане не собираются. В Совете муфтиев заявили, что рассчитывают, в первую очередь, на поддержку средств массовой информации и на то, что их мнение, высказанное в прессе, будет услышано властями. А председатель Духовного управления мусульман азиатской части России Нафигула Аширов сказал "Коммерсанту", что о равноправии религиозных объединений его ведомство напомнит лишь в том случае, если обсуждения законопроектов с представителями РПЦ приведет к принятию законов, отвечающих только интересам православных христиан.

Российские иудеи уже принимают участие в законотворческой деятельности. С 2005 года главный раввин России Берл Лазар входит в состав Общественной палаты. На момент написания статьи он находился за границей, но прокомментировал ситуацию по электронной почте. "В принципе намерение политических сил опираться на духовные силы общества можно только приветствовать. По закону религия отделена от государства, но государство не отделено от общества, а наши традиционные религии, их духовные лидеры обладают значительным авторитетом в широких общественных кругах. Кроме того, религиозные лидеры всегда исходят в своих оценках, в том числе в оценках принимаемых законов, из соображений морали, а моральный фактор законодатели не должны игнорировать. Даже самый совершенный закон государства не будет действенным, если люди, которые обязаны его соблюдать, не имеют правильных моральных установок, правильного отношения к ближнему – а ведь именно такие установки, такое отношение и проповедует религия.", - заявил Берл Лазар "Ленте.ру". Главный раввин России выразил надежду, что учет мнения духовных лидеров всех традиционных религий России позволит сделать законы более гуманными и призвал парламентариев прислушиваться также к ученым и ведущим представителям творческой интеллигенции.

Надо сказать, что многоконфессиональные обсуждения законопроектов вполне соответствовали бы программе, с которой "Единая Россия" в 2007 году шла на парламентские выборы. Среди приоритетов партии значилось "формирование общей системы духовно-нравственных ориентиров при сохранении культурной самобытности народов России, развитии национальных языков, обычаев и традиций". Андрей Исаев, впрочем, из-за загруженного рабочего графика не смог ответить на вопросы "Ленты.ру" о том, намерены ли единоросы проводить регулярные консультации с представителями других конфессий.

Кесарево - кесарю

Однако беспокойство в Рунете вызвало не столько то, что иудеев, буддистов и мусульман не позвали на ежемесячные встречи с депутатами, сколько сама идея консультаций светских парламентариев с духовными деятелями. Среди самых комментируемых за последние дни записей по версии Яндекса - пост блогера drugoi под заголовком "Сделаем как в Иране". Блогер намекает на иранских клерикалов, противостоящих либеральным реформам в стране. Справедливости ради отметим, что Иран официально является исламской республикой, где все законопроекты проходят проверку на соответствие законам шариата в Совете стражей конституции, который также утверждает кандидатов в депутаты.

Но Россия, согласно конституции, - светское государство, и до такого, "как в Иране", здесь в обозримом будущем не дойдет. Тем, кто опасается наступления "нового Средневековья", следует напомнить, что нынешние теплые отношения между "Единой Россией" (и вообще властной элитой страны) и Русской православной церковью - это союз не идеологический, а политический, причем патриархия в нем играет заведомо подчиненную роль. Иными словами, влияние РПЦ на жизнь государства и общества в современной России практически всецело зависит от "доброй воли" Кремля - как только подобный союз станет ему невыгоден, о дружбе властей светских с церковными можно будет забыть. За примерами не надо ходить далеко и вспоминать, скажем, петровские времена или 1917-й год - достаточно вспомнить середину 1990-х годов и бессилие предыдущего патриарха Алексия II остановить расстрел парламента или предотвратить начало первой чеченской кампании.

Но пока этот союз по целому ряду причин властной элите необходим, и она готова заигрывать с РПЦ. Прежде всего, для опоры на довольно широкие слои российского населения, которым импонирует приверженность так называемым традиционным ценностям - и в том числе и православию в качестве одной из них. Депутату по должности положено выражать интересы своих избирателей, и если избиратели хотели бы услышать мнение православного священства по поводу того или иного законопроекта, депутат просто обязан этим мнением поинтересоваться, даже если сам он в душе атеист. В этом смысле диалог, налаженный между патриархией и фракцией "Единой России" в Госдуме, ничего предосудительного или сомнительного в себе нести не может.

Однако в последней инициативе, озвученной Андреем Исаевым, есть одно существенное "но". До тех пор, пока такие консультации проходили во внештатном порядке, они были не более чем частью рутинной депутатской работы. А вот попытка формализовать их, сделать обязательными, регулярными и всеобъемлющими - а именно так было воспринято общественностью последнее соглашение между депутатами и представителями патриархии - по-настоящему настораживает. Получается, что церкви предлагают стать полноправным членом законотворческого процесса и она это предложение охотно принимает. И вот это уже действительно выглядит как экспансия РПЦ в сферу государственного управления, даже если ее туда приглашают с лучшими намерениями. Конституция России такой роли для любой из существующих религиозных конфессий не предусматривает.

< Назад в рубрику