Бывший СССР
20:39, 13 июля 2009

Сходили за маком Антинаркотическая кампания в Таджикистане вылилась в охоту на боевиков

В центральной части Таджикистана - в Тавильдаринском районе - вновь произошли вооруженные столкновения между сотрудниками силовых структур и боевиками. Среди последних оказались и бывшие полевые командиры, которые в начале 1990-х годов, во время гражданской войны, сражались в рядах Объединенной таджикской оппозиции (ОТО). Один из таких командиров - Мирзо Зиеев, после войны занимавший пост главы МЧС республики, - был убит в минувшие выходные. По официальной версии, его застрелили (бывшие) соратники, за то что он перешел на сторону властей. Ряд источников, в свою очередь, полагают, что бывший министр был убит сотрудниками правоохранительных органов (в частности, было высказано предположение, что его ликвидировали как потенциального лидера оппозиции).

Власти Таджикистана между тем продолжают настаивать, что в регионе проходит всего лишь операция "Мак-2009", целью которой является ликвидация посевов опийного мака и конопли. Именно для этого, если верить официальной версии, туда были стянуты войска и подразделения силовых структур. Если же руководствоваться версией неофициальной, то цель масштабной спецоперации - нейтрализовать ряд полевых командиров (включая недавно вернувшегося в Таджикистан Абдулло Рахимова, известного также как Мулло Абдулло) и помешать их растущему влиянию среди местных жителей.

Сведения о том, что таджикские силовики, объявившие об операции "Мак-2009", охотятся вовсе не за посевами, появились несколько месяцев назад. В конце мая "Коммерсант", ссылаясь на источники в Душанбе, писал, что целью силовых структур является, прежде всего, Абдулло Рахимов, который обосновался в Раштской долине и быстро обзавелся несколькими сотнями сторонников. В регион, по информации издания, в середине мая было направлено подразделение правительственных войск с приказом: разоружить и задержать боевиков. Что касается антинаркотической кампании, то она, следуя этой версии, была всего лишь прикрытием, которое власти, очевидно, использовали для того, чтобы избежать лишних волнений среди местного населения (и опасных аналогий с гражданским противостоянием начала 1990-х годов).

Мулло Абдулло

Абдулло Рахимов в годы гражданской войны сражался на стороне ОТО (сторонников исламизации страны) против Народного фронта, которым руководил будущий президент Эмомали Рахмон. Он не признал мирного соглашения 1997 года и после окончания войны вместе со своими соратниками перебрался в соседний Афганистан. По информации "Коммерсанта", бывший полевой командир вернулся на родину весной 2009 года с отрядом в сотню бойцов и быстро стал источником серьезного беспокойства для властей.

Рахимов, как сообщалось, стал ходить по селам, встречаться со старейшинами и декларировать свою приверженность "справедливости и порядку". Вскоре, как писал "Коммерсант", он фактически контролировал несколько районов Таджикистана, а число боевиков под его началом выросло почти втрое. Кстати, первая попытка его нейтрализовать провалилась: соратники Мулло Абдулло разоружили присланных в регион военнослужащих. Договориться с бывшим полевым командиром также не удалось: парламентерам, которых к нему отправили, он заявил, что вернулся на родину и покидать ее не собирается.

В Министерстве внутренних дел республики на вопросы журналистов отвечали: силовые структуры в регионе ищут посевы мака, "а сведениями о вооруженных людях, якобы проникших на территорию Таджикистана, МВД не располагает". "Люди говорят неправду, - уверял представитель пресс-службы МВД, к которому обратилась в конце мая EurasiaNet. - Никаких вооруженных группировок в этом регионе нет. Все замечательно".

Ряд наблюдателей, комментируя официальную версию, отмечали, что место для операции "Мак-2009" было выбрано странное. По словам Давлата Усмона, в прошлом одного из лидеров таджикской оппозиции, в Раштской долине никогда не было посевных площадей опийного мака - ни во времена СССР, ни во времена независимости Таджикистана. В свою очередь, лидер оппозиционной Социал-демократической партии Рахматулло Зойиров обратил внимание на то, что на аналогичные операции в прежние годы (например, "Мак-2008") отводилось гораздо меньше времени. Нынешняя кампания, начавшаяся в середине мая, продлится до конца ноября.

Боевики Объединенной таджикской оппозиции. Фото от 22 мая 1994 года из архива AFP.
Lenta.ru

Обстановка в регионе, где предположительно находился Мулло Абдулло, обострилась в начале июля. Вечером 8 июля у моста через реку Сурхоб (который соединяет районный центр Тавильдару с трассой Душанбе-Хорог) произошло вооруженное столкновение. Ссылаясь на очевидцев произошедшего, агентство "Азия-Плюс" сообщало, что боевики на пяти автомобилях пытались прорваться через расположенный там блок-пост, но, встретив отпор со стороны милиционеров, были вынуждены отступить. Позиция МВД осталась неизменной: в министерстве заявили, что нападения на блок-пост не было, а перестрелка произошла в ходе "задержания подозреваемых в незаконном обороте наркотиков". При этом никто из милиционеров, как уверяло МВД, не пострадал.

Между тем из материала "Независимой газеты", который появился несколько дней спустя, следует, что между боевиками и сотрудниками силовых структур 8 июля произошел настоящий бой. В столкновении, как заявил изданию соратник Рахимова Зубайдулло Низамов, были убиты 17 человек. Потери, по его словам, понесли обе стороны.

По данным издания, к районному центру были стянуты отряды МВД, войска спецназа и военная техника. "Но пройти дальше поста "Сари-Джар" - ворот Тавильдары - они не смогли, - поясняет газета, - территория контролируется сторонниками Абдулло Рахимова". Силовикам, впрочем, удалось заманить нескольких боевиков в засаду (в завязавшейся перестрелке двое сторонников Рахимова были убиты). В ответ боевики напали на районное отделение милиции, а вскоре после этого произошло столкновение на мосту через реку Сурхоб.

Мирзо Джага

Тем временем выяснилось, что на сторону Рахимова перешел бывший министр по чрезвычайным ситуациям (в прошлом также полевой командир) Мирзо Зиеев, известный как Мирзо Джага. Именно его власти весной 2009 года отправили к Рахимову в качестве парламентера. Переговоры тогда не принесли результатов. А теперь он сам оказался среди боевиков: в нападении на отделение милиции, как утверждает "Независимая газета", участвовали именно сторонники Зиеева.

Зиеев, как и Рахимов, воевал в рядах Объединенной таджикской оппозиции. Его отряд дислоцировался как раз на территории Тавильдаринского района. Действовала группировка до 1997 года. В конце 1996 года, как сообщала "Азия-Плюс", в плен к боевикам Зиеева попали младшие братья другого полевого командира - Бахрома Содирова. В ответ тот взял в заложники около 20 военных наблюдателей ООН и отпустил их только после того, как один из его братьев был освобожден.

В отличие от Рахимова, Зиееву удалось сработаться с властью. В 1999 году он получил пост министра по чрезвычайным ситуациям, а в 2005 году - звание генерал-лейтенанта. После отставки из МЧС (в 2006 году) он отстранился от политической деятельности и занялся сельским хозяйством. В одном из интервью он заявил, что имеет около 85 гектаров хлопка в Пянджском районе (Хатлонская область). "В Тавильдаринском районе у нашей семьи тоже есть большой надел земли, где мы сажаем картошку. Еще есть фирма. Она не моя, мне, как министру, нельзя заниматься бизнесом, ею руководит мой брат", - рассказывал он. Мирзо Зиеев, кстати, попал в список ста самых богатых граждан Таджикистана, который был опубликован весной 2008 года.

В конце мая 2009 года, когда корреспондент "Азии-Плюс", желая проверить слухи о контактах Мирзо Зиеева с Мулло Абдулло, приехал к бывшему министру, тот наотрез отказался обсуждать эту тему. Зиеев заявил, что ушел из политики и теперь занят выращиванием дынь. На настойчивые вопросы журналиста он отвечал пересказом официальной версии событий. Это звучало примерно так:

- А в целом, какова сейчас ситуация в Тавильдаре? Говорят, что здесь появился Мулло Абдулло…
- Давайте будем исходить из того, что правительство страны опровергло проникновение всяких боевиков в регион и сказало, что здесь проходит операция "Мак-2009". Ситуация в Тавильдаре в целом спокойная.
- Кстати, а разве здесь выращивают мак?
- Я решил не вмешиваться в решения правительства, чтобы не допускать недопонимания…
- Так Вам не поручали быть посредником на переговорах с боевиками?
- Если надо будет, я не буду ждать никаких поручений. Я следую за Богом, и он сам мне велит.

Из объяснений бывшего главы МЧС следовало, что ему все же пришлось оставить свои дыни. Но только ради того, чтобы, воспользовавшись своим авторитетом в районе, успокоить население, встревоженное слухами о появлении боевиков. "Я уже несколько дней встречаюсь с людьми и призываю их не беспокоиться", - заявил он.

Теперь таджикские силовики утверждают, что Зиеев, связавшись с боевиками, намеревался захватить здания районной администрации и ОВД, но был задержан прежде, чем успел привести в действие свой план. После задержания он вроде бы согласился сотрудничать с властями и сдать своих соратников, а также показать места, где они спрятали оружие. Однако провести операцию по разгрому боевиков так, как было задумано, не удалось: они, по официальной версии, устроили неожиданную вылазку, убили Мирзо Зиеева и ранили нескольких милиционеров и сотрудников спецслужб. Среди мирных жителей Тавильдары, как утверждает МВД, никто не пострадал.

Мирзо Зиеев. Архивное фото с сайта ariana.su.
Lenta.ru

Впрочем, с информацией о смерти бывшего министра не все так просто. Известие о его гибели появилось в СМИ в субботу, 11 июля. Его опубликовало издание "ЦентрАзия", сославшись на жителя Тавильдаринского района Сафара Азимова. Сообщалось, что Зиеев "погиб в ходе боестолкновения в ущелье Сурхоб в ночь на с 10 на 11 июля". В то же время источник в силовых структурах Таджикистана заявил "Интерфаксу" (в тот же день, 11 июля), что экс-министр не убит, а всего лишь задержан. На следующий день, 12 июля, в МВД подтвердили, что Мирзо Зиеев убит, при этом утверждалось, что это произошло вечером 11 июля, а убийцами стали его бывшие сообщники.

Разница в датах весьма существенна. Если прав источник "ЦентрАзии", тогда получается, что не было ни задержания Зиеева, ни его последующего сотрудничества с милицией. В СМИ фигурирует версия, согласно которой он был застрелен сотрудниками силовых структур. По этой версии, власти больше были заинтересованы в устранении бывшего полевого командира, чем в сотрудничестве с ним. Мирзо Зиеев, как отмечает "Коммерсант", был фигурой, которая могла бы за счет своего авторитета и связей объединить противников действующей власти. Об этом пишет и "Фергана.Ру", задаваясь вопросом, мог ли бывший глава МЧС быть убит "правительственными силами, посчитавшими, что в будущем он способен возглавить недовольную властью Рахмона оппозицию".

Ранее соратник Мулло Абдулло Зубайдулло Низамов, комментируя ситуацию, обвинил в обострении обстановки власть. Он заявил, что силовые структуры начали "охоту" на бывших сторонников оппозиции, и пригрозил властям "партизанской войной".

А МВД Таджикистана так и не решилось назвать произошедшее антитеррористической операцией или чем-то подобным. Силовики уверяют, что события в Тавильдаринском районе стали продолжением все той же операции "Мак-2009". Погибшего Мирзо Зиеева они связали не с боевиками Мулло Абдулло, а с группировкой некоего Негмата Азизова, которая, по данным МВД, занималась торговлей наркотиками и финансировала международные террористические организации.

У членов указанной группировки, кстати, нашли целый арсенал оружия: автоматы, пулеметы, гранатометы и снайперские винтовки. Поиск оставшегося оружия, как сообщило РИА Новости со ссылкой на замминистра внутренних дел Рамазона Рахимова, "продолжается в рамках операции "Мак-2009".

< Назад в рубрику