Премьер-министры четырех стран ЕС и Турции подписали в Анкаре межправительственное соглашение по проекту строительства газопровода Nabucco, призванного снизить зависимость ЕС от России. Старт проекту был дан несмотря на то, что пока не найден ни один поставщик газа, которым будет заполнена труба в обход России. В Турции говорят об "историческом моменте" - Анкара теперь многократно усилит свои позиции в ЕС. Тем временем у России начались трудности с газопроводом "Южный поток" – конкурентом Nabucco.
Длина Nabucco составит 3300 километров. Ожидается, что газопровод начнет работу уже в 2014 году. Стоимость строительства трубы с пропускной способностью в 31 миллиард кубометров газа в год составляет 7,9 миллиарда евро.
Nabucco станет продолжением уже построенного газопровода Баку-Тбилиси-Эрзурум и должен пройти через Турцию и балканские страны до Австрии. С производителями газа в Средней Азии Nabucco должен соединиться через проектируемый Транскаспийский газопровод. В консорциум Nabucco Gas Pipeline International, реализующий проект, входят австрийская OMV, венгерская MOL, румынская Transgaz, болгарская Bulgargaz и турецкая Botas.
Сделку по Nabucco неоднократно откладывали из-за намерений Анкары отбирать 15 процентов газа из трубы на собственные нужды с большим дисконтом. Это сделало бы газопровод убыточным. Однако европейцам все же удалось убедить турецкое руководство отказаться от своего требования. Вероятно, Анкаре пообещали другие уступки, например, в переговорах о вступлении Турции в ЕС, которого добивается турецкое руководство.
С подписанием соглашения почти вся юридическая работа по проекту Nabucco завершена - теперь консорциуму, который будет строить трубу, необходимо подписать отдельные соглашения со всеми странами, по территории которых пройдет газопровод. Ожидается, что это будет сделано к январю 2010 года.
Подписи под документом поставили премьер-министры Турции, Венгрии, Румынии, Болгарии и Австрии. Германия, также участвующая в реализации проекта, подпись под соглашением не ставила, так как не является транзитной страной.
Президент Грузии Михаил Саакашвили, который также присутствовал в Анкаре, заявил, что "прошлогодняя агрессия против Грузии и прекращение поставок газа многим европейским странам были тесно связанными между собой событиями. Это было классическим выражением агрессивной политики отключения". По крайней мере, отчасти он прав.
Европу действительно напугали "углеводородные" войны России со странами-транзитерами. В начале года премьер-министр председательствующей в Евросоюзе Чехии Мирек Тополанек на саммите в Будапеште, посвященном строительству Nabucco, заявил, что российские планы строительства газопроводов Nord Stream и South Stream ("Северный" и "Южный" потоки) угрожают перспективам Nabucco. Вскоре газопровод вернули в список приоритетных проектов ЕС.
Евросоюз уже выделил на Nabucco 200 миллионов евро, а Европейский инвестиционный банк утверждал, что может профинансировать строительство проекта на 25 процентов от сметы. Другие европейские банки также высказали намерение финансировать Nabucco.
Nabucco не способен полностью заменить поставки газа из России, откуда ЕС импортирует до четверти всего потребляемого газа. Его пропускная способность составляет лишь около 5 процентов всего потребления газа странами Европы. К тому же основная трудность проекта заключается в том, что до сих пор не удалось найти государства, которые бы обеспечили загрузку газопровода.
Предполагается, что основным поставщиком газа для Nabucco поначалу окажется Азербайджан. В дальнейшем по трубе может быть пущен газ из Туркмении, Ирака и Египта. По информации Bloomberg, часть газа для Nabucco может дать и Сирия. Однако экспортеры из Средней Азии работают с Россией и Китаем, торговые взаимоотношения с Ираном ограничены международными санкциями, а мощностей Азербайджана для полной загрузки не хватит.
Премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган уверял собравшихся в Анкаре, что по мере продвижения проекта Nabucco интерес к нему со стороны поставщиков газа будет возрастать. Проще говоря, участники проекта, которые не заручились договорами ни с одной страной-поставщиком, готовы строить газопровод на "авось", без каких-либо гарантий.
Пока с поставщиками у Nabucco не складывается. 13 июля в Анкаре иракский премьер-министр Нури Аль-Малики заявил, что ЕС сможет закупать 15 миллиардов кубометров иракского газа через Турцию. Reuters отмечает, что Нури Аль-Малики не уточнил, идет ли речь о поставках топлива в рамках проекта Nabucco. Однако 12 июля пресс-секретарь правительства Ирака Али аль-Даббах (Ali al-Dabbagh) отметил, что Ирак не будет поставлять газ в рамках Nabucco, поскольку топливо пойдет на обеспечение внутренних потребностей страны.
В Баку утверждают, что смогут удовлетворять потребности Nabucco в случае, если проект окажется коммерчески привлекательным. Пока же президент Азербайджана называет Nabucco "сырым" проектом, а государственная нефтегазовая компания Азербайджана (ГНКАР) ведет переговоры с "Газпромом". Стороны уже подписали документ, по которому российский концерн с 2010 года будет выкупать в Азербайджане 500 миллионов кубометров газа. Несмотря на то, что объем закупок будет крайне незначительным, в Москве ожидают, что смогут увеличить эту квоту позднее. Кроме того, "Газпром" был включен в список потенциальных покупателей газа второй очереди месторождения Шах-Дениз в Азербайджане, основного потенциального источника для Nabucco.
Зато 10 июля в поддержку газопровода высказался президент Туркмении, хотя ранее Ашхабад крайне неохотно озвучивал свою позицию в отношении Nabucco.
Резко обозначить позицию туркменское руководства вынудил конфликт с Россией. Ранее у "Газпрома" была монополия на закупки ее топлива - до 50 миллиардов кубометров в год, однако отношения двух стран испортились весной 2009 года. "Газпром" резко сократил закупки туркменского топлива, после чего в Туркмении взорвался магистральный газопровод. Ашхабад обвинил в этом российский концерн. Аварию ликвидировали, но закупки топлива Россия не восстановила, посчитав цену на него слишком высокой.
Интересы Туркмении и создателей проекта Nabucco совпадают - Ашхабад и Брюссель ищут альтернативу Москве. Однако выступление властей страны еще ничего не означает. Вскоре заработает газопровод из Туркмении в Китай с пропускной способностью в 40 миллиардов кубометров газа. Если Ашхабад сумеет загрузить его полностью, то Nabucco ничего не достанется.
Все это прекрасно понимают в Вашингтоне, который оказывает немалую политическую поддержку Nabucco. Специальный представитель США по энергетическим вопросам в Евразии Ричард Морнингстар (Richard Morningstar), который также присутствовал в Анкаре, отметил, что участие Ашхабада в Nabucco является критическим для проекта. Президент Туркмении это заявление никак не прокомментировал, поскольку в Турцию не приехал.
"Россия не будет мешать проекту строительства Nabucco", - заявил премьер-министр Болгарии Сергей Станишев, выступая по итогам подписания соглашения в Анкаре. Возможно, это действительно так. Однако сама Болгария может помешать России.
Дело в том, что Станишеву, который подписывал документы в Турции, осталось занимать свой пост всего несколько дней. Прошедшие недавно выборы в парламент Болгарии выиграл кандидат партии ГЕРБ Бойко Борисов, который должен на этой неделе возглавить новое правительство страны. Не успев занять пост, Борисов потребовал объявить временный мораторий на все крупные энергетические сделки, в частности, на совместный проект с Россией - газопровод "Южный поток", альтернативный Nabucco.
"Южный поток", сроки строительства которого также несколько раз откладывались, планируется пустить по дну Черного моря и территории балканских стран в Центральную и Южную Европу. Первая очередь трубопровода, по которому можно будет перекачивать до 47 миллиардов кубометров газа в год, как ожидается, будет запущена в 2015 году.
Российские чиновники утверждают, что Nabucco не сможет составить конкуренцию "Южному потоку", поскольку газ для европейского газопровода будет более дорогим. При этом министр энергетики России Сергей Шматко в мае утверждал, что "Южный поток" будет введен в строй раньше Nabucco.
Сейчас для старта "Южного потока" не хватает минимум одного межправительственного соглашения – с Австрией. В случае, если София решит пересмотреть свое соглашение с Москвой, то "Южный поток" неизбежно начнет отставать от своего европейского конкурента.