Почем "Копейка"

Крупнейшая торговая сеть мира приценилась к российскому ритейлеру

Глобальный экономический кризис, обострение которого в России произошло осенью прошлого года, значительно перекроил отечественный розничный рынок. Часть компаний разорилась, некоторые договорились о слиянии, чтобы совместно бороться с трудностями, а на некоторые "положили глаз" крупные мировые сети.

С начала текущего года уже несколько известных сетей подали в суд иски о банкротстве. В феврале так поступила группа "Самохвал", владевшая 60 одноименными супермаркетами и развлекательными центрами. В марте подала соответствующее заявление сеть книжных магазинов "Букбери", в начале июля - сеть туристических агентств "Куда.ru", когда-то вторая в России по числу собственных турпредставительств.

Супермаркетам жить проще: ведь продукты питания покупать будут всегда. Однако продовольственные сети тратят значительные средства на свое развитие, в том числе на покупку или аренду недвижимости, отделку помещений, закупку оборудования и товаров. Для этого сетям нужны кредиты, которые в условиях кризиса не только погасить или реструктурировать, но даже взять сложно. Именно из-за неспособности рефинансировать задолженность в конце 2008 года о банкротстве объявила компания "Инвестритэйлгруп", которой принадлежали 99,9 процента ООО "Элекскор", управляющего сетью супермаркетов "Гроссмарт". Сам "Элекскор" подал иск о банкротстве в середине прошлого года.

Другим отечественным сетям пришлось закрывать не приносящие прибыль или неперспективные магазины, сокращать инвестиции в развитие и персонал, а также задумываться о смене владельца. К некоторым компаниям стали "прицениваться" зарубежные конкуренты, в том числе и собирающиеся выходить на российский рынок.

15 июля газета "Коммерсант" со ссылкой на свои источники сообщила, что американская компания Wal-Mart Stores, управляющая самой большой в мире сетью супермаркетов, сделала предложение о продаже российской "Копейки". Официального подтверждения этой информации пока нет.

Источники газеты утверждают, что первые переговоры стороны провели еще весной текущего года, а в июне Wal-Mart сделала предварительную письменную оферту. Это предложение "Копейка" пока не приняла, планируя в августе заключить договор с Wal-Mart об эксклюзивности переговоров.

Хотя цена потенциальной сделки неизвестна, эксперты рынка оценивают стоимость "Копейки" в 280-630 миллионов долларов за вычетом задолженности, которая составляет 9 миллиардов рублей. При этом Wal-Mart может как выкупить сто процентов акций российского ритейлера, так и оставить миноритарный пакет его основному владельцу Николаю Цветкову.

В январе текущего года "Коммерсант" уже писал, что компания X5 Retail (контролирует сети "Пятерочка", "Перекресток" и "Карусель") обратилась в банк ВТБ за консультациями по возможному слиянию с "Копейкой" или покупке доли в ней. Тогда "Копейка" оценивалась в 700 миллионов долларов с учетом долга в 8 миллиардов рублей. Однако в "Копейке" возможность слияния с X5 Retail практически сразу же опровергли, отметив, что "проявляемый одним участником рынка интерес к другому участнику рынка совсем не означает подготовки реальной сделки по слиянию или продаже доли в компании". По данным "Коммерсанта", Цветков также вел переговоры о продаже "Копейки" с сетью "Магнит", однако предлагаемые условия его не устроили.

Американская Wal-Mart Stores управляет более чем семью тысячами магазинов по всему миру. В Россию компания собиралась давно, однако российскую "дочку" зарегистрировала только в самом начале 2009 года. Летом прошлого года Wal-Mart уже вел переговоры о покупке сети гипермаркетов "Лента", долги которой оценивались в 500 миллионов долларов. Однако переговоры сорвались из-за обострения кризиса. Обвал российского фондового рынка привел к тому, что претенденты на покупку 89 процентов "Ленты" не смогли договориться о цене с продавцами. Теперь переговоры возобновлены, однако о результатах пока ничего не известно.

Среди заинтересованных в покупке акций "Ленты" ритейлеров были финская Kesko, хорватская Agrokor Group, а также французская Carrefour - вторая по величине сеть в мире. Последняя собиралась выйти в Россию еще до кризиса 1998 года, однако свой первый гипермаркет смогла в результате открыть только в конце июня текущего года в Москве. Инвестиции в магазин общей площадью свыше 14 тысяч квадратных метров составили около восьми миллионов евро.

Ранее французский "Перекресток" (именно так переводится слово сarrefour) уже проводил переговоры о покупке российского "Седьмого континента", который из-за кризиса оказался в сложном положении и даже допустил технический дефолт по облигациям. В мае Carrefour успел подписать предварительный договор о покупке 74,81 процента "Седьмого континента" и 85-99 процентов компании "Мкапитал", которой принадлежит недвижимость компании. Однако переговоры были прерваны в середине июня. Точная причина не сообщалась, однако, скорее всего, стороны опять не сошлись в цене. Предыдущее предложение Carrefour - 1,25 миллиарда долларов за обе компании, не включая их задолженность, не устроило миноритариев "Седьмого континента".

В условиях кризиса консолидация рынка и слияние ритейлеров практически неизбежны. Новые владельцы могут помочь оказавшимся в тяжелом положении компаниям, однако не исключено, что приход новых собственников вызовет реструктуризацию, и, следовательно, увольнения.