Московские армейцы сумели найти себе нового титульного спонсора. Им стал "Аэрофлот", который может выделить на нужды клуба около 10 миллионов долларов в год. Крупнейший российский авиаперевозчик в последнее время сетовал на нехватку собственной рекламы, и партнерство с ЦСКА - прекрасный шанс заполнить этот пробел. Для армейцев же спонсорские средства в условиях кризиса и накануне старта в Лиге чемпионов лишними явно не будут.
ЦСКА стал одним из первых в России клубов "новой формации". Собственник клуба официально объявлен не был, но зато команда была готова тратить значительные суммы денег на трансферы российских и зарубежных игроков. Значительные расходы позволили армейцам быстро превратиться из клуба-середняка в чемпиона, а затем стабильно держаться в тройке лидеров российского первенства.
По слухам, ЦСКА владел через несколько фирм сам Роман Абрамович, но официального подтверждения не последовало до сих пор. Тем не менее, уже в 2004 году клуб заключил спонсорский контракт с принадлежавшей Абрамовичу "Сибнефтью", которая обещала выплатить около 54 миллионов долларов за три года. Договор, однако, так и не был выполнен до конца - в 2005 году "Сибнефть" перешла в руки "Газпрома" и отказалась от контракта, заключенного прежним руководством.
В 2006 году ЦСКА нашел себе нового партнера - Внешторгбанк, проводившего тогда агрессивное рекламное продвижение. Заработки армейцев существенно сократились. В 2007 году клуб получил от титульного спонсорства 7 миллионов долларов, а год спустя - 8,5 миллиона.
И вновь со спонсорами ЦСКА не повезло. ВТБ с 2007 года нацелился на сотрудничество с "Динамо". Для банка отношения с динамовцами оказались приоритетнее, поскольку он решил вложиться в реконструкцию принадлежащего клубу стадиона. А весной 2009 года ВТБ и вовсе стал собственником "Динамо", после чего какие-либо отношения с ЦСКА по понятным причинам стали невозможны. Истекший в марте контракт так и не был продлен.
Для ЦСКА это стало неприятной новостью. Клуб этой осенью выступит в Лиге чемпионов, где наверняка хотел бы наконец впервые в своей истории выйти из группы, да и в национальном чемпионате намерен бороться за первое место. В условиях кризиса сокращение финансирования могло бы повредить амбициозным планам. Более того, не исключалась вероятность продажи нескольких ведущих игроков, что существенно снизило бы шансы клуба в соревнованиях на всех уровнях. Левый полузащитник Юрий Жирков, напомним, уже покинул клуб, перейдя в "Челси" за 18 миллионов фунтов стерлингов (около 30 миллионов долларов). Вслед за ним могли бы последовать Вагнер Лав, Сергей Игнашевич, Милош Красич и другие лидеры команды.
Контракт с "Аэрофлотом" необходим, чтобы закрыть эту финансовую дыру и обойтись без распродажи игроков. Пока сумма сделки неизвестна, но, судя по всему, она будет составлять около 10 миллионов долларов в год. Официально авиаперевозчик эту цифру опровергает, заявляя, что реальная сумма будет ниже. Впрочем, не исключено, что в нее не будет входить бесплатное обслуживание "Аэрофлотом" перевозок команды, которые займут значительную часть расходов клуба.
Контракт с ЦСКА позволяет "Аэрофлоту" серьезно заняться собственным продвижением, на недостаток которого компания сетовала не так давно. В компании заявляли, что из-за отсутствия рекламы авиаперевозчик серьезно недооценен на Западе. И тут - такая возможность! ЦСКА выступит осенью в Лиге чемпионов, проведет там групповой раунд, а также имеет ненулевые шансы пробиться в плей-офф. Майки с рекламой "Аэрофлота" увидят не только в Европе, но и, с учетом глобальной популярности Лиги, на других континентах. Цена вопроса для такой большой компании, в общем, не слишком-то велика.
Стоит заметить, что ЦСКА неясная ситуация с владельцами и постоянный поиск спонсоров научил быть весьма гибким клубом и если не выходить на самоокупаемость, то по крайней мере к ней стремиться. В 2009 году, с учетом продажи игроков, заработков от телетрансляций, выступлений в Европе и второстепенных рекламных контрактов, армейцы могут закрыть свой 62-миллионный (в долларах) бюджет с нулевым балансом.
Для российского футбола это может стать большим достижением, так как обычно отечественные клубы глубоко убыточны. Как правило, они принадлежат какой-либо крупной корпорации, которая выделяет им средства на безвозмездной основе. В большинстве случаев владелец команды является и ее титульным спонсором.
Такова система отношений между "Зенитом" и "Газпромом", московским "Спартаком" и "Лукойлом", "Локомотивом" и РЖД, "Динамо" и ВТБ. Бюджеты клубов при этом не во всех случаях прозрачны, и неясно, какую часть в них занимают собственно спонсорские поступления. Более или менее понятно это лишь в случае с "Динамо", где в графе "Поступления от спонсоров и доходы от реализации телевизионных и коммерческих прав" названа сумма в 600 миллионов рублей. Сколько из этих приходится на перечисления за рекламу, неизвестно. "Локомотив" напрямую от РЖД получает 32 миллиона долларов, но опять-таки неясно, какова собственно спонсорская часть, а какую составляют безвозвратные траты на клуб.
В других клубах ситуация еще более запутанная. Скажем, бюджет "Зенита" составляет около 100 миллионов долларов, что делает этот клуб самым богатым в России и сопоставимым по своим расходам с европейскими суперклубами. Так как особых возможностей для "Зенита" зарабатывать большие суммы по сравнению с его соперниками в премьер-лиге не видно, то можно с уверенностью констатировать, что "Газпром" безвозмездно рефинансирует большую часть расходов клуба. Взаимоотношения у "Спартака" и "Лукойла", по-видимому, аналогичны.