В понедельник, 27 июля, Следственный комитет при МВД России подтвердил появившиеся на прошлой неделе слухи об освобождении из СИЗО фигурантов дела компании "Арбат Престиж" Владимира Некрасова и Сергея Шнайдера, обвиняемых в уклонении от уплаты налогов. Представитель комитета пояснил, что обвиняемых выпустили в связи с истечением срока содержания под стражей.
О том, что Владимир Некрасов и Сергей Шнайдер (более известный как Семен Могилевич), возможно, уже вышли из предварительного заключения, в котором они провели больше полутора лет, написала в субботу, 25 июля, газета "Коммерсант". Дело в том, что последний назначенный судом срок задержания фигурантов дела "Арбат Престижа" истекал 26 июля, а ходатайства об очередном продлении этого срока следователь не подал и даже, по некоторым данным, вынес постановление о замене ареста подпиской о невыезде.
Неназванные источники "Коммерсанта" сообщили изданию, что Некрасов и Шнайдер вышли из СИЗО в пятницу, 24 июля.
В понедельник информацию об их освобождении официально подтвердили в Следственном комитете (СК) при МВД РФ. Представитель ведомства пояснил, что обвиняемых выпустили, поскольку максимальный установленный законом для подобных преступлений срок предварительного заключения - 12 месяцев — они уже отсидели. Отметим, что вообще-то этот срок для Некрасова и Шнайдера истек в январе 2009 года (они были задержаны и арестованы в январе 2008-го), однако их продержали в СИЗО еще полгода.
Примечательно, что за время следствия адвокаты Некрасова и Шнайдера неоднократно просили освободить их подзащитных под залог. В мае 2009 года предлагаемая сумма залога достигла 240 миллионов рублей (по 120 миллионов за каждого). Тушинский суд Москвы это ходатайство отклонил, несмотря на то, что предложенная сумма почти в пять раз превышает ту, которую обвиняемые, по версии следствия, не доплатили государству (фигуранты дела "Арбат Престижа" обвиняются в уклонении от уплаты налогов на 49,5 миллиона рублей).
А теперь их, получается, выпустили "бесплатно". Впрочем, газета "Время новостей" отмечает, что после того, как начнется рассмотрение по существу дела Некрасова и Шнайдера, следствие вновь может обратиться к суду с просьбой арестовать подсудимых.
Вообще, следствие по делу о неуплате налогов компанией "Арбат Престиж" было завершено еще в январе 2009 года. Как следовало из текста обвинения, владелец и генеральный директор парфюмерной сети Некрасов по совету Шнайдера переводил средства своей компании на счета фиктивных фирм, чтобы платить поменьше налогов.
Отметим, что роль Шнайдера-Могилевича в деятельности "Арбат Престижа" до конца не ясна. Следствие считает, что он был советником Некрасова и разрабатывал схемы ухода от налогов. Вместе с тем, СМИ писали, что он может быть и одним из "настоящих" владельцев компании. Адвокаты Шнайдера это, впрочем, опровергают.
Дальнейшее рассмотрение дела "Арбат Престижа" происходило медленно и с постоянными заминками. Между сообщением о завершении следствия и передачей дела в суд прошло без малого четыре месяца.
В мае 2009 года процесс над Некрасовым и Шнайдером наконец начался в Тушинском суде Москвы. Продлился он недолго — уже 8 июня стало известно, что суд нашел в материалах дела нарушения и вернул его в прокуратуру. Нарушение заключалось в неверных данных о шести договорах, заключенных в 2005 году между компаниями "Арбат Престиж" и "Магнолия" (одна из упомянутых выше фиктивных фирм). Суд выяснил, что следователи перепутали номера документов.
Дата возобновления слушаний по делу "Арбат Престижа" пока не называется. "Коммерсант" пишет, что Генпрокуратура и Следственный комитет при МВД не успели в назначенный судом срок (до 26 июля) исправить допущенные в обвинительном заключении ошибки и обратиться с ходатайством о повторном рассмотрении дела.
В то же время, по словам адвоката Некрасова Александра Асниса, 21 июля фигурантам дела было предъявлено обвинение в новой редакции. Защитник отметил, что единственным отличием нового обвинения от старого стало то, что из материалов исключили один из шести договоров, вызвавших недовольство суда.
Напомним, сами обвиняемые своей вины не признают. Некрасов утверждает, что уголовное преследование инициировали люди, пожелавшие отобрать у него бизнес. Вскоре после ареста предпринимателя один из его адвокатов рассказал журналистам, что его подзащитному предложили отказаться от "Арбат Престижа" в обмен на три миллиона долларов и закрытие дела.
Отметим, что за полтора года, в течение которых теперь уже бывший гендиректор был лишен возможности заниматься делами, компания, основанная им в 1989 году, фактически прекратила свое существование. После ареста Некрасова работать с парфюмерной сетью отказались поставщики, кредиторы компании подали к ней более сотни исков. Постепенно были проданы или закрыты все 95 магазинов "Арбат Престиж" в России и на Украине.
В феврале 2009 года была начата процедура банкротства компании.
Согласно еще одной версии, появлявшейся в СМИ, главным фигурантом дела "Арбат Престижа" является, напротив, 53-летний уроженец Украины Семен Могилевич (фамилию Шнайдер он взял у своей последней жены), которого называют одним из "авторитетов" постсоветского пространства и видным представителем российской организованной преступности, действующей на Западе.
Могилевича подозревают в причастности к десяткам преступлений, совершенных в Европе, США, России и на Украине. Это и дало журналистам повод предполагать, что дело "Арбат Престижа" стало скорее поводом для ареста Могилевича, чем истинной его причиной. Кроме того, Некрасов в письме, которое он написал в январе 2009 года президенту РФ Дмитрию Медведеву, рассказал, что следователи давят на него, требуя дать показания против Шнайдера.
Впрочем, пока единственным видимым итогом арестов и разбирательств вокруг "Арбат Престижа" стало уничтожение этой компании. И от того, что Некрасов сейчас вышел из СИЗО, она уже не восстановится. Поэтому если кто-то действительно хотел разрушить крупнейшую в России парфюмерную сеть и оставить Некрасова без бизнеса, то ему это вполне удалось.
Что касается Могилевича, то ему за год следствия ничего, кроме налогов "Арбат Престижа", так и не предъявили. Только в апреле 2008 года представители Генпрокуратуры сообщили, что решается вопрос о возбуждении в отношении Шнайдера нового дела из-за фальшивой справки, с помощью которой он якобы пытался изменить себе дату рождения. Дальнейшего развития эта история, по всей видимости, не получила.
Стало быть, либо Могилевич действительно был интересен правоохранительным органам только как предполагаемый сообщник Некрасова, либо возможности криминального "авторитета" мирового масштаба оказались шире возможностей российского следствия.