Волшебное слово "бартер", широко распространенное в Советском Союзе в 1980-е годы, в условиях нынешнего кризиса, похоже, вновь начинает входить в моду. В России по бартеру стали оплачивать рекламу, на Украине на бартер перешли госмонополии, а в Белоруссии все чаще предлагают брать зарплату или отпускные "натурой".
В последнее время белорусские СМИ частенько сообщают о необычных способах оплаты труда, которые применяются на предприятиях страны в условиях недостатка наличных средств. Так, в январе текущего года работникам оршанского мясокомбината вместо зарплаты выдали по три коробки консервов. Сотрудники предприятия могли выбирать только между свиной и говяжьей тушенками и детским мясным питанием. Недовольным самой "консервной" зарплатой пригрозили увольнениями.
В марте Брагинский райисполком Гомельской области Белоруссии обязал 52 местных предприятия выдать своим работникам в качестве зарплаты лук (из расчета 10 килограммов на человека). Закупать лук нужно было у сельскохозяйственной организации "Брагинка". В распоряжении райисполкома говорилось, что такая мера была принята "в связи с отсутствием рынков сбыта на лук". Позднее, правда, зампред райисполкома отметил, что при оформлении документа произошла ошибка и распоряжение носит рекомендательный, а не обязательный характер.
В июне руководство чулочного и электролампового заводов в Бресте предложило своим рабочим получить в качестве заработной платы ковры, а в июле "новаторством" отличились сразу два предприятия. Рабочим фирмы "Адриана плюс", входящей в производящий мебель холдинг "Пинскдрев", предложили выдать зарплату дровами и диванами, а сотрудникам Барановичского хлопчатобумажного объединения, крупнейшего производителя текстиля в Белоруссии, предложили получать отпускные постельным бельем или тканями, которые производит комбинат.
В России зарплаты пока еще выдают деньгами. Впрочем, в апреле стало известно, что оборонный завод "Молот" в Кировской области, производитель пулеметов Калашникова и боеприпасов, принял решение выплачивать задолженность по зарплате мукой, макаронами, сахаром и тушенкой. Предприятие должно рабочим свыше 120 миллионов рублей. В июне стало известно, что для выплаты зарплат заводу была выделена федеральная субсидия примерно на 440 миллионов рублей.
В начале июля работники строительной группы "Массив" в Челябинской области провели митинг против многомесячной задержки выдачи зарплат, сообщила Челябинская ГТРК. При этом, как отметил представитель "Массива" Анатолий Ганин, 70 процентов заинтересованных в получении зарплаты рабочих ее получили. "Брали техникой, брали другими товарно-материальными ценностями", - добавил Ганин, не уточнив, о каких таких других товарно-материальных ценностях идет речь.
О бартере вспомнили и при расчетах за услуги, а не только при выплате отпускных и зарплат. В марте президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Сагалаев заявил, что с углублением экономического кризиса в российских регионах по бартеру стали расплачиваться за рекламу. "Есть примеры, когда платят кроссовками, автомобилями, квартирами", - добавил Сагалаев.
В мае строительная компания "Стройград" из Санкт-Петербурга предложила администрации Астраханской области расплатиться с ней по бартеру. Вместо денег застройщик предложил властям региона получить за свои услуги от местных фермеров овощи, которые планирует затем реализовать в Петербурге и Москве.
Бартерные сделки проникли и на украинский рынок. Так, в феврале 2009 года стало известно, что на Украине открылась так называемая депозитная биржа, на которой можно обменять банковские вклады на квартиры и машины или продать их с дисконтом. За несколько дней на бирже зарегистрировалось около 800 человек, а ежедневно на бирже совершалось примерно 30 сделок.
А в июле украинское правительство разрешило двум местным госмонополиям - "Углю Украины" и "Укрзализныци" (украинским железным дорогам) - вернуться к системе взаимозачетов, то есть к бартеру. Теперь до конца года "Уголь Украины" будет перечислять средства за транспортировку своей продукции энергетикам, а те, в свою очередь, - снабжать железные дороги электроэнергией в соответствии с полученными суммами.
Во многом возвращение к жизни бартерных схем происходит не от хорошей жизни. Так, в Верховной Раде отмечали, что последний раз система взаимозачетов в энергетической сфере была введена в 1998-1999 годах, когда две трети предприятий отрасли оказались в состоянии банкротства. Сейчас ситуация немногим лучше: украинский ВВП сократился в первом квартале текущего года на 20,3 процента по сравнению с январем-мартом 2008 года, а задолженность по зарплате выросла за первые три месяца года на 45 процентов до 1,7 миллиарда гривен (более семи миллиардов рублей).
В России в первом квартале ВВП упал почти на 10 процентов, а задолженность по зарплате к 1 июля достигла 7,2 миллиарда рублей, сократившись по сравнению с маем на 18 процентов. По состоянию на 1 июля долги по зарплате имелись у 400 тысяч человек, то есть у каждого пятидесятого россиянина из работающих в отраслях, статистика по которым ведется Росстатом.
В Белоруссии, несмотря на то, что стране удалось сохранить положительные темпы роста экономики (в первом квартале белорусский ВВП вырос на 1,1 процента, а за полгода - на 0,3 процента), тоже не все гладко. За первые шесть месяцев 2009 года белорусский рубль был девальвирован в общей сложности на 25 процентов по отношению к корзине валют, состоящей из доллара, евро и российского рубля. 24 июля Нацбанк Белоруссии запретил банкам страны выдавать физическим лицам, за исключением индивидуальных предпринимателей, кредиты в иностранной валюте, чтобы укрепить местную валюту и снизить риск невозврата кредитов населением.