Сухарь, "яйцеголовый", ботаник. Все эти и множество других нелестных эпитетов относятся к ученым. Скучные люди в белых халатах, которые увязли в своих цифрах и графиках, разговаривают на тарабарском языке и неспособны к творчеству. Таково распространенное мнение об ученых. Ниже собраны несколько примеров, которые показывают, что не всегда стоит верить стереотипам.
Большинство людей уверены, что ученые изъясняются невероятно сложным языком и что их совершенно невозможно понять. Переполненная терминами речь ученых, состоящая исключительно из сложносочиненных предложений, давно стала притчей во языцех. В знаменитом сборнике "Физики шутят" был приведен характерный пример.
"(Первое предложение)Пока скорость течения остается на среднем уровне - ниже, чем в адиабатическом случае для сухого воздуха, и выше, чем в адиабатическом случае для воздуха, насыщенного водяными парами, мы легко можем представить себе, что изолированная воздушная масса, которая насыщается до абсолютной влажности при температуре, несколько превышающей температуру окружающего воздуха, окажется в состоянии начать восходящее движение, поскольку при постулированных условиях ее температура на любой достигнутой высоте будет выше, чем температура окружающего воздуха.
(Второе предложение) Однако противоположный процесс - нисходящее течение - понять не так легко.
К чести знаменитой энциклопедии, из которой взята эта цитата, следует заметить, что в следующем, пересмотренном издании второе предложение было переделано."
Приведенной выше цитате перевалило за полвека. Но недолгий поиск по современным публикациям выдал еще пару прекрасных примеров.
Из области геологии:
Формирование курской серии представляет собой единый трансгрессивно-регрессивный этап развития палеобассейна, максимумы трансгрессии приходятся на железорудные подсвиты (особенно нижнюю), в меньшей мере на межрудную сланцевую подсвиту. Внутри сланцевых и железорудных подсвит находят отражение более мелкие трансгрессивно-регрессивные циклы: хорошо выраженные регрессивные для терригенных подсвит; трансгрессивные для железорудных, для последних отмечается цикличность более высоких порядков, отражающаяся в изменении минерального состава кварцитов.
И немного гуманитарных наук:
Проникновение в чистую форму образования наших представлений о действительно существующем, с учетом всей совокупности влияющих на них субъективных сопутствующих процессу познания факторов, будет способствовать избавлению от множества иллюзий, и в первую очередь
от иллюзии о тождестве нашего представления о вещи с подлинной сущностью самой этой вещи.
Причины наукообразия языка ученых можно придумать самые разнообразные. Не исключено, что в сложности их речи виноват особый склад ума или привычка думать терминами. Может быть, ответ кроется в самом материале, который исследователи пытаются объяснить людям, далеким от науки. Огромный пласт явлений невозможно изложить "на пальцах" (хотя и существует несколько примеров блестящей популяризации). Они слишком сложны для этого.
Люди, чья сфера деятельности не имеет отношения к исследованиям, давно привыкли, что "яйцеголовых" понять невозможно. Как следствие, обыватели бросили всякие попытки разобраться, что же хотят сказать ученые. В лучшем случае, они прислушиваются к журналистам, которые пытаются излагать научные достижения "простым языком". Смысл научных работ при этом удается сохранить не всегда. Отделы науки существуют во многих изданиях, и им надо заполнять свои полосы. Соответственно, каждый день в медиапространстве появляются все новые и новые "научные" открытия и сенсации.
В попытках достучаться до непосвященной публики, ученые пытаются использовать самые разнообразные способы подачи информации. Например, снимать короткие фильмы о научных исследованиях. Итоги соревнования таких короткометражных картин были представлены журналом The Scientist во вторник.
Первое место в категории фильмов, создание которых было спонсировано частными лицами, жюри присудило рэпу о нейротрансмиссии. После прослушивания этого произведения особенности передачи сигнала в нервных клетках становятся (практически) полностью понятны.
Некоторые фильмы, которые принимали участие в конкурсе, не содержали развернутой научной информации. Их целью было не столько просветить публику, сколько показать красоту науки и научных исследований. Прекрасным примером является семиминутный этюд о флуоресцентной микроскопии, исполненный под электронную музыку.
Еще одним видом искусства, который освоили ученые для того, чтобы преодолеть "языковой барьер", стал танец. Американская ассоциация развития науки (American Association for Advancement of Science - AAAS) ежегодно проводит соревнования "Научный танец" (Science Dance Contest). Конкурсанты должны сплясать свои научные работы и объяснить результаты только при помощи пластики. Ниже представлен танец одного из победителей конкурса под названием "Роль витамина D в работе бета-клеток".
Видео танцевальной интерпретации научных работ всех победителей конкурса "Научный танец 2009" можно посмотреть здесь. Для тех, кто не до конца понял изложенные авторами результаты, прилагается небольшое текстовое пояснение.
Пытаясь найти верный тон в беседах с публикой, ученые обращаются и к карикатурному жанру. В конце июня во Флориде завершились ежегодные соревнования научных карикатур Stick Science. Присланные на конкурс комиксы должны были развенчивать типичные заблуждения, касающиеся научных теорий. Художникам была предоставлена полная свобода самовыражения. Единственным обязательным требованием было изображение героев комиксов в стиле "палочка и кружочек". Работа одного из победителей конкурса приведена во врезе.
Описанные выше творческие экзерсисы доказывают, что ученые могут проявлять себя не только в своей прямой специальности, но и в творческих дисциплинах. Некоторые художественные произведения ученых заслуженно считаются не забавными феноменами, а полноценными произведениями искусства. В этот список входят книги математика и философа Льюиса Кэролла, фантастические романы Артура Кларка, работы Леонардо да Винчи. Немалая часть российских писателей-фантастов вышла из различных НИИ, а некоторые до сих пор продолжают грызть гранит науки (например, Кирилл Еськов).
Так что не стоит торопиться ставить знак равенства между ученым и учеными сухарями.