Руководство МВД открыто объявило о том, что и так всем известно - стражи порядка сами часто преступают закон. Однако удивляет не сама констатация факта, а то, что количество преступлений, совершенных милиционерами, растет, и темпы этого роста впечатляющие. Впрочем, эта статистика может нести и положительный смысл. Как говорят аналитики, она отражает не рост количества "оборотней в погонах", а результаты усиления реальной борьбы с ними. Названа и главная причина криминализации в правоохранительных структурах - это безнаказанность людей в погонах.
В первом полугодии 2009 года российские СМИ активно обсуждали проблему преступности среди милиционеров, и в первую очередь это было связано с получившим широкий общественный резонанс делом майора Евсюкова, открывшего стрельбу из пистолета в московском супермаркете. Последовали отставки высоких чинов во главе с начальником ГУВД Москвы Владимиром Прониным.
Дело, что называется, "задело за живое" и вызвало поток разоблачающих публикаций, причем некоторые из них были инициированы обсуждениями на неформальных площадках, в частности в блогах. При всем видимом равнодушии нашего общества к навязшей в зубах проблеме возник действительный, эмоционально наполненный интерес, породивший закономерный вопрос: "Доколе терпеть будем?".
Это дало повод заподозрить СМИ в раздувании конъюнктурной антимилицейской кампании, прозвучало даже слово "травля". И вот на совещании руководителей центрального аппарата и региональных органов МВД России, которое прошло в режиме видеоконференции, оценку ситуации с преступностью среди милиционеров дали сами руководители ведомства.
Обращаясь к подчиненным, председательствовавший на совещании министр внутренних дел Рашид Нургалиев жестко, в стиле самых нелицеприятных публикаций в СМИ, охарактеризовал деятельность милицейских руководителей некоторых регионов России. Министр заявил, что они фактически самоустранились от борьбы против коррупции и других преступлений в рядах подчиненных. Диагноз был краток: "Это позиция в корне неверная и преступная", - сказал министр.
Уточнений о конкретных региональных руководителях и организационных выводах по отношению к ним, правда, не последовало. Нургалиев рассказал, что департаменты собственной безопасности и кадрового обеспечения МВД провели в первом полугодии девять совместных проверок органов и подразделений министерства. Нарушения, вскрытые при этом, министр назвал "грубейшими", причем они имели место даже в центральном аппарате в Москве.
Так, в начале июля при получении взятки в 850 тысяч долларов практически у стен министерства был задержан полковник милиции Александр Жарков. Министр назвал его поступок "беспрецедентным актом предательства интересов службы". С одной стороны, оценка министра понятна, с другой - почему беспрецедентный? Из-за величины суммы? Ведь элементарный запрос в интернет-поисковике выдаст гору подобных примеров только за последние месяцы.
Министр поставил оценку деятельности региональных управлений МВД в прямую зависимость от количества выявленных преступлений в коллективах. "Это они должны координировать, организовывать работу по обеспечению собственной безопасности своих подразделений", - уточнил Нургалиев. Этот пункт вызвал некоторые вопросы. Если большое количество выявленных среди сотрудников милиции преступников - это хорошо, то кого же тогда эти же начальники набирают для службы? А если плохо - то снова получится укрывательство.
К обтекаемым и неоднозначным, хотя и грозным, формулировкам руководства различных ведомств все уже давно привыкли, чего-либо нового в них найти трудно. А вот реальные показатели, озвученные руководством МВД, произвели гораздо более сильное впечатление.
За первые шесть месяцев 2009 года на централизованный учет в МВД было поставлено 44 тысячи сотрудников, которые совершили какие-либо правонарушения. По сравнению с тем же периодом 2008 года - рост на 19 процентов. Более 94 процентов из них - это милиционеры, совершившие должностные проступки.
Начальник управления Департамента собственной безопасности (ДСБ) МВД России Олег Гончаров в свою очередь сообщил, что за полгода преступления совершили 2516 сотрудников ведомства, что на 10 процентов превышает прошлогодний показатель. Большая часть преступлений - 1635 - должностные, при этом 34 процента из них - это превышение служебных полномочий, 22 процента - взятки, 19 процентов - подлог.
Подробная статистика по общеуголовным преступлениям, совершенным милиционерами, не приводится, их общее количество составило 881. То есть, если учитывать только выявленные случаи, каждый день в стране милиционеры совершали почти пять общеуголовных преступлений и почти по девять раз на дню брали взятки, совершали подлоги, превышали служебные полномочия.
Глава МВД отметил, что приведенные цифры заставляют "задуматься и меня как первое лицо министерства о проблемах соблюдения законности в деятельности сотрудников милиции". Он уточнил, что "цифры говорят сами за себя об относительно непростой ситуации". Но в то же время "они свидетельствуют об эффективной работе подразделений собственной безопасности МВД".
Это соображение подтвердил начальник управления ДСБ Гончаров, который заявил, что к дисциплинарной ответственности было привлечено 216 руководителей органов внутренних дел, и это на 70 процентов превышает аналогичный показатель 2008 года, причем 12 из них были уволены из органов.
Кроме того, сотрудники ДСБ предотвратили за полгода более 5,5 тысячи должностных правонарушений. Это в четыре раза больше, чем количество привлеченных к уголовной ответственности за должностные преступления сотрудников, которых оказалось 1253 человека. За шесть месяцев 2009 года суды вынесли приговоры в отношении 700 сотрудников МВД, что превысило прошлогодний показатель на 15 процентов.
В общем, как заявил Гончаров, "результатом системности работы министерства в сфере собственной безопасности является наращивание потенциала к самоочищению". Это нашло свое выражение в цифрах, характеризующих рост преступлений коррупционной направленности. За полгода в органах дознания уличили на 85 процентов больше коррупционеров, чем за тот же период прошлого года. В следственных органах выявили на 72 процента больше нечистых на руку сотрудников, в службе тыла рост числа разоблаченных взяточников и коррупционеров составил 32 процента.
Цифры, конечно, впечатляющие и неоднозначные. С одной стороны - это много, чудовищно много. С другой - уровень коррупции в органах внутренних дел ни для кого не был большим секретом, а начало реальной борьбы с ней можно только приветствовать.
Олег Гончаров назвал одной из главных причин высокого уровня преступности среди сотрудников МВД безнаказанность. Несмотря на то, что большинство преступлений, совершенных милиционерами, относятся к категории тяжких, приговоры с реальными сроками лишения свободы получают менее половины осужденных. Большинство отделывается условным наказанием.
Как с этим явлением бороться, пока не решили, но если кампания по "самоочищению" МВД не является временной и для ее проведения действительно имеется политическая воля, следует ожидать соответствующего всплеска активности и от судебных органов.
Начальник управления ДСБ предложил в качестве одной из мер борьбы с коррупцией ввести обязательное декларирование доходов руководителей органов внутренних дел. Он также предложил разработать механизмы юридической ответственности лиц, уклонившихся от предоставления правдивых сведений, вплоть до увольнения.
В опубликованном в этот же день интервью газете "Ведомости" глава СКП Александр Бастрыкин предложил расширить круг фигурантов по делам о конфискации имущества при наказании проворовавшихся чиновников.
По его мнению, если нажитое преступным путем имущество записано на других людей, например, родственников, оно также должно быть изъято в пользу государства. Бастрыкин также выступил за ужесточение наказаний за преступления против личности. Снижение сроков за экономические преступления глава СКП приветствовал, однако предложил заменить их штрафами, намного превышающими нанесенный ущерб.
При беглом взгляде на текущую кампанию по усилению борьбы с коррупцией бросается в глаза одна особенность: отсутствие мощного пропагандистского прикрытия и "тяжелой артиллерии" в виде демонстративных арестов высокопоставленных "оборотней" и победных реляций. Все приведенные цифры прозвучали на рабочем совещании. Полугодовая деятельность ДСБ, итоги которой обсуждались, проходила в общем-то без большой помпы. Это вселяет некоторую толику надежды - а вдруг и вправду началось?
Владислав Гордеев