Борьба с бонусами и высокими зарплатами банкиров, начатая во многих государствах в условиях глобального финансового кризиса, похоже, закончилась неудачей. Несмотря на то, что чиновникам удалось несколько ограничить аппетиты финансистов, многие банки начали поднимать зарплаты и не перестали платить своим руководителям бонусы.
Основная волна недовольства зарплатами в финансовом секторе захлестнула СМИ, в первую очередь в США, в связи с выплатой многомиллиардных бонусов крупнейшей американской страховой компанией AIG. Чтобы не допустить банкротства AIG, правительство осенью 2008 года вынуждено было фактически национализировать страховщика, а также несколько раз вливать в его капитал миллиарды долларов. В общей сложности объем госпомощи превысил 170 миллиардов.
При этом компания в конце прошлого года умудрилась установить своеобразный "антирекорд" - в последнем квартале 2008 года она понесла максимальный в истории США квартальный убыток - 61,7 миллиарда долларов. Всего за год потери AIG составили более 100 миллиардов долларов.
Однако не все полученные от властей средства были направлены менеджментом AIG исключительно на спасение компании. В середине марта 2009 года страховщик по требованию правительства США раскрыл данные о расходовании госпомощи, и выяснилось, что 165 миллионов долларов были пущены на премии топ-менеджерам по итогам 2008 года, а всего на бонусы AIG собиралась направить 1,2 миллиарда.
Действия AIG получили широкую огласку и вызвали такое возмущение, что президент США Барак Обама попросил юристов найти любую возможность для того, чтобы не допустить выплаты столь больших бонусов. Обама назвал многомиллионные выплаты менеджерам AIG "оскорблением для налогоплательщиков", а сенатор от штата Айова Чарльз Грессли (Charles Grassley) вообще предложил топ-менеджерам страховщика сделать харакири.
В результате в конце марта Палата представителей Конгресса США почти единогласно проголосовала за законопроект, предполагающий введение 90-процентного налога на бонусы, выплачиваемые в спасаемых государством компаниях. Кроме того, часть менеджеров AIG согласилась вернуть полученные премиальные государству. Всего сотрудники AIG вернут 50 из 165 миллионов долларов, то есть примерно треть.
Впрочем, не все финансовые организации, получающие госпомощь, поступают как AIG. Возможно, потому что привлекли к себе меньше внимания публики и понесли меньшие убытки из-за кризиса. Если в конце 2008-го - начале 2009 года в СМИ в основном мелькали сообщения о том, сколько сотрудников уволил тот или иной банк, то в середине года начали появляться прогнозы о том, как быстро кредитные организации вернутся на докризисный уровень.
В начале июля газета The Wall Street Journal со ссылкой на прогнозы аналитиков писала о том, что уже к концу 2009 году зарплаты и бонусы в крупнейших банках США могут вернуться к уровням 2007 года. Так, Goldman Sachs планирует потратить в текущем году на оплату труда 20 миллиардов долларов (по 700 тысяч долларов на человека). Для сравнения, в 2007 году банк платил около 660 тысяч на человека, а в 2008 году сократил выплаты примерно до 360 тысяч долларов.
По прогнозам тех же аналитиков, в Morgan Stanley в 2009 году будет потрачено на зарплаты 11-14 миллиардов долларов (около 340 тысяч долларов на человека). Это значительно превышает прошлогодний показатель в 262 тысячи долларов.
Кроме того, сообщалось, что для компенсации снижения годовых бонусов банки Citigroup, Morgan Stanley и UBS повысят зарплаты служащим. Так, Morgan Stanley уже поднял базовые зарплаты и пообещал удвоить оклад финансового директора. В Citigroup планируют увеличить зарплаты на 50 процентов.
Впрочем, помимо повышения зарплат Citigroup и другие получающие госпомощь кредитные организации США не собираются отказываться от бонусов. В конце июля The Wall Street Journal со ссылкой на данные генерального прокурора штата Нью-Йорк Эндрю Куомо (Andrew Cuomo) сообщила, что девять крупнейших банков страны, в том числе Citigroup, Merrill Lynch, Goldman Sachs, Bank of America, JP Morgan Chase и другие, выплатили по итогам прошлого года около 33 миллиардов долларов в качестве бонусов, при том что получили от государства средства на общую сумму в 125 миллиардов долларов.
Например, Citigroup, понесший по итогам 2008 года убытки в размере более 27 миллиардов долларов и получивший от государства 45 миллиардов долларов помощи, выплатил миллионные бонусы 738 работникам. Кроме того, еще 44 сотрудника банка получили премии на сумму не менее пяти миллионов долларов, а еще трем работникам были выплачены 10-миллионные бонусы. Как отмечала газета The New York Times, при этом Citigroup, в отличие от, например, Goldman Sachs, пока не вернул помощь государству.
Кстати, если в США повышение зарплат и бонусов считают свидетельством постепенного преодоления кризиса банками, в Великобритании к этому относятся более осторожно. В начале июля министр Великобритании Алистер Дарлинг назвал возвращение британской банковской системы к докризисной практике выплат "катастрофическим" для финансового сектора. Он также призвал не допустить увеличения премиальных топ-менеджерам. Позднее старший советник Morgan Stanley сэр Дэвид Уолкер (David Walker) предложил заставить банкиров раскрывать размеры своих зарплат, а также привязывать бонусы руководителям финансовых корпораций к долгосрочному, а не краткосрочному развитию банков.
В России борьба с бонусами развернулась после апрельского выступления президента страны Дмитрия Медведева в Лондонской школе экономики. 2 апреля Медведев призвал руководителей отечественных госкомпаний "самоограничиться" в условиях финансового кризиса и не завышать размеры своих премий. Уже на следующий день вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин объявил, что бонусы топ-менеджерам российских госкомпаний, госбанков и госкорпораций будут заморожены как минимум на два года.
Тем не менее, инициатива властей не нашла горячей поддержки в Банке России. 3 апреля председатель ЦБ Сергей Игнатьев заявил, что Центробанк не будет выдавать госбанкам рекомендации в отношении бонусной политики и выплат премиальных топ-менеджерам. Зато как минимум половина россиян идею Медведева поддержали.
Впрочем, в других кредитных организациях сочли за благо прислушаться к настоятельным просьбам президента и бонусы все-таки сократили. Так, в Банке Москвы объем премиальных по итогам 2008 года был снижен в десять раз до 50 миллионов рублей, а президент организации Андрей Бородин бонуса вообще не получил. В июне отказался от премиальных Сбербанк - крупнейшая кредитная организация России.
Однако в начале августа газета "Коммерсант" сообщила, что в июле сразу несколько российских инвестбанков решили повысить зарплаты сотрудникам до докризисного уровня. Например, в российском отделении Deutsche Bank ("Дойче Банк") зарплаты части сотрудников выросли с 1 июля на 15-20 процентов. В "Ренессанс Капитале" с 1 июля зарплаты увеличились на 20-35 процентов, в российском отделении Citigroup - на 5-50 процентов (правда, за счет сокращения размеров бонусов).
"Коммерсант" предположил, что увеличение выплат может быть связано с тем, что кредитные организации стремятся избежать "утечки мозгов" в конкурирующие организации. Нельзя не принимать во внимание и инфляцию, высокий уровень которой, например, повлиял на решение о повышении зарплат в Deutsche Bank. Кроме того, решимость банков тратить деньги на персонал говорит о том, что средства у них есть, а значит, от кризиса они худо-бедно оправляются. Однако налогоплательщикам, если только они сами в этих банках не работают, обидно. Судя по сокращению их собственных зарплат, выход из кризиса, если он и состоялся, пока никак на простых гражданах не отразился.