Дружбе Google и Apple настал конец. 3 августа гендиректор крупнейшего в мире поисковика Эрик Шмидт объявил о своем выходе из совета директоров яблочной компании. Стив Джобс заявил, что это было обоюдным решением глав двух корпораций.
Кое-кто уже смеется над словом "обоюдное". Все, что сказал Стив Джобс по поводу расставания, выглядит (и можно с большой долей уверенности сказать, что является) инициативой Apple.
Стив Джобс правильно назвал сложившуюся ситуацию конфликтом интересов. Хотя Шмидт по этическим причинам все реже и реже посещал ключевые заседания совета, скорее всего, он был в курсе будущих планов компании.
Этого никак нельзя было допустить, потому что Google и Apple в настоящее время конкурируют уже по нескольким фронтам, а некоторые из этих фронтов Джобс называет центральными направлениями развития своей компании.
Действительно, Apple десятками миллионов продает iPhone и iPod Touch, на которых установлена iPhone OS. Google разрабатывает Android, который устанавливают уже на целый класс мобильников-гуглофонов.
Apple открыла магазин приложений для мобильников и показала другим, как продать в нем миллиард программ. Google тут же подсуетился с тем же самым магазином, но для телефонов на Android.
Apple гордится своей операционкой Mac OS X. Компьютеры компании не так уж отличаются от обычных PC. Mac OS X делает их особенными. Google собирается бесплатно раздавать Chrome OS, которая призвана завоевать сначала нетбуки, а потом и другие устройства, включая настольные компьютеры. Как и в Mac OS X, в Chrome OS упор делается на скорость, стабильность и защиту от вредоносных программ.
На рынке браузеров также выживет только один. Google и Apple, использовав один и тот же движок, Webkit, породили браузеры Chrome и Safari. Они распространены меньше, чем Internet Explorer и Firefox, но зато устанавливают новые стандарты по скорости обработки JavaScript и отображению веб-страниц.
Чего можно ожидать в случае столь острой конкуренции? Разрыва, развода, размолвки. Положительным побочным эффектом должно было стать окончание расследования связи топ-менеджеров Google и Apple, которое ведут антимонопольщики США.
На это очень надеялись в обеих корпорациях. Тем не менее, в их советах директоров пока заседает Артур Левинсон, бывший глава Genentech. Он - одна из причин, побуждающих Федеральную торговую комиссию (FTC) копать под Apple и Google дальше.
Кроме того, даже если это расследование закончится, есть и другое. Ведет его не FTC, а FCC - Федеральная комиссия по связи. Они заподозрили Apple и сотового оператора AT&T в ограничении конкуренции.
Поводом стал запрет на покупку в магазине App Store и использования в сети AT&T приложения Google Voice. Еще бы - Google Voice позволяет гражданам звонить по всем Соединенным Штатам бесплатно.
Эти споры указывают на гораздо более глубокий конфликт интересов, чем простое столкновение на рынках.
Однажды какого-то из топ-менеджеров Google спросили о том, зачем поисковик постоянно что-то изобретает, выпускает приложения и все это делает бесплатно. Тот объяснил - чем шире интернет, тем больше денег мы заработаем на интернет-рекламе.
Google не интересует объем продаж обычных компьютеров или маков. Поисковику безразлично, какое устройство у пользователя. Цель корпорации - миллиарды запросов и кликов по рекламным объявлениям. Google стремится отучить пользователей от офлайна, потому что в офлайне он слаб и бесполезен.
Теперь, по "обоюдному" согласию, Google будет воевать не только с Microsoft, но и с Apple. Потому что под угрозой - не выручка, а, как это называл бы Фазиль Искандер, сюжет существования.