Культура
13:44, 7 августа 2009

Гадание на камушках Испанские ученые прочли доисторическую карту

Отполированный кусок песчаника величиной с ладонь, исчерканный хаотическими линиями, оказался картой местности с указанием промысловых животных. Почтение внушает возраст камня: ему 14 тысяч лет. Испанские археологи довольны плодами десятилетних трудов по распутыванию доисторического лабиринта, но не все их коллеги настроены столь же оптимистично.

Коричневый кусочек песчаника нашли в одной из пещер в Наварре. Считается, что в эпоху, когда эту карту чертили, обитатели юга и центра Пиренейского полуострова начали двигаться на север: в этой части континента похолодание уже завершилось, началась более теплая и благоприятная для жизни эпоха. Не исключено, полагают сторонники гипотезы о карте, что в то время уже требовалось разграничивать территории между разными сообществами охотников, иначе группам было бы нелегко прокормиться, не вступая в войну с соседями.

На наваррской карте видны такие важные топографические приметы, как река с притоками, брод через нее (или, согласно особо смелой версии, мост), две горы, одну из которых видно прямо из пещеры (гора называется сейчас Сан Грегорио), подтопленные участки и тропы. Там же нарисованы горный козел и два вида оленей, то есть животные, на которых должны были охотиться древние обитатели этих краев. Авторы исследования полагают, что на карте мог быть запечатлен план будущей охоты или некие события прошлого. Мнение испанских археологов о том, что они имеют дело именно с картой, разделяет крупный американский специалист по палеолиту Лоренс Строс из университета Нью-Мексико. Он полагает, что в эпоху после отступления ледника, когда плотность населения выросла, а ничего лучше для пропитания, чем охота и собирательство, люди еще не придумали, карта вполне могла бы пригодиться для ведения переговоров с соседями и составления неких планов. Кроме того, карта дает нам некоторое представление о мире ее владельцев.

Пол Бан, британский специалист по доисторической Европе, автор известной книги по каменному веку Пиренеев и соавтор одного из самых известных учебников по археологии в англоязычном мире ("Archaeology: Theories, Methods and Practice"), не разделяет энтузиазма Строса. Он считает, что любые рассуждения о палеолитических картах - суть спекуляции чистой воды. "С другой стороны, удивительно было бы то обстоятельство, что у них [древних людей] вообще не было бы примитивных карт. Они были не менее разумны, чем мы, и постоянно перемещались с места на место", - добавляет он.

Еще более глубокий скепсис слышится в словах Джилл Кук, главы отдела каменного века в Британском музее. "Многочисленные линии поверх фигурок животных - не необычны для этого периода. Но мы не считаем их картами", - констатирует она. По мнению Кук, древние люди вообще не нуждались в картах: они знали окружающую местность как свои пять пальцев. Действительно, многие так называемые примитивные народы тысячелетиями обходятся без карт, а ориентируются на местности стократ лучше современных туристов, снабженных компасами, картами, GPS-навигаторами и так далее. Но рассуждать так, то есть строить прямые аналогии, означает спекулировать, так что не будем развивать эту мысль и вернемся еще к одному наблюдению Джилл Кук. Она отмечает, что в интересующую нас эпоху люди вообще не рисовали элементы пейзажа - ни реки, ни холмы, ни деревья. Поэтому она полагает, что испанская гипотеза имеет право на существование, но ее стоит все же считать "очень смелой".

Французский специалист по доисторическим искусству и верованиям Жан Клотт предположил, что наваррская карта была нужна не для путешествий, а для памяти о священных местах, важных для местных жителей.

Признаки символического и абстрактного мышления у древних людей, по понятным причинам, являются неисчерпаемым предметом научных и квазинаучных рассуждений. Например, сравнительно недавно была выдвинута смелая теория в связи с древнейшими картами звездного неба. В 2000 году немецкий ученый Михаэль Раппенглюк обнаружил на снимках из знаменитой пещеры Ласко изображения Плеяд (на плече быка) и летне-осенний треугольник (Вегу, Денеб и Альтаир), образованный глазами (!) быка, птицы и человека-птицы. Вот что значит глубоко вчитаться в материал.

Так называемая карта Чатал-Хююка (фрагмент). Иллюстрация с сайта latebytes.nl
Lenta.ru

Еще одна примечательная история произошла с так называемой первой городской картой. Ее обнаружил Джеймс Меллаарт, один из самых везучих археологов второй половины XX века, открывший в Турции неолитический центр Чатал-Хююк. В Чатал-Хююке Меллаарт нашел все, что угодно душе самого мечтательного археолога: дома и святилища, хозяйственные сооружения, настенные росписи, скульптуру и так далее. Одна из росписей стала широко известна: извергающийся вулкан над планом города. Только, как выяснили недавно вдумчивые читатели Меллаарта, сначала исследователь отнесся к рисунку проще, рассудив, что вверху изображена леопардовая шкура, а внизу нанесен один из распространенных в Чатал-Хююке абстрактных геометрических узоров. Современные интерпретаторы росписи доказывают, что леопарды были важны для жителей древнего анатолийского города, это часто встречающийся в их искусстве зверь. А вот с картой Мелаарту впоследствии можно было не горячиться только ради того, чтобы еще раз доказать миру, что Чатал-Хююк - самый-самый необыкновенный археологический памятник на свете.

Приведенные выше истории рассказаны вовсе не для того, чтобы дискредитировать чьи-то научные гипотезы (мы - за цветущую сложность в палеолите, неолите и вообще где угодно), а только для того, чтобы лишний раз призвать относиться к сенсациям с некоторой осторожностью. Пусть нам, к примеру, сначала объяснят, как именно древние люди ухитрялись читать наваррскую карту, если наши современники при помощи компьютеров и сканеров бились над ней десять лет.

< Назад в рубрику