Президент Венесуэлы Уго Чавес обвинил соседнюю Колумбию в вооруженном вторжении. Заявление прозвучало в эфире национального телевидения в воскресенье, 9 августа. Оно живо напомнило о кризисе 2008 года, когда три страны - Венесуэла, Колумбия и Эквадор - стояли на пороге войны. Только в тот раз венесуэльский президент не просил Россию поставить ему "новейшие танки".
Чавес рассказал своему народу, что колумбийские вооруженные силы вторглись на территорию его страны, форсировав реку Ориноко. Однако они успели вернуться обратно до того, как на место прибыли пограничники Венесуэлы. Уго Чавес не сказал точно, какие силы задействовали колумбийцы, но уточнил, что это был не патруль, "который случайно перешел границу".
Длина участка, на котором граница между двумя странами проходит по реке Ориноко, превышает двести километров. Где именно произошло нарушение, Чавес не уточнил. Тут уместно будет отметить, что Ориноко - одна из самых больших и полноводных рек Южной Америки (да и всего мира). Ширина ее русла вдоль границы между Венесуэлой и Колумбией составляет около одного километра. Так что, пожалуй, подозревать в пересечении границы заблудившийся патруль и правда не приходится.
МИД Колумбии, кстати, факт нарушения отрицает. Пока единственным источником информации о загадочном "вторжении" для мировых СМИ был только сам Уго Чавес. И заявил он об этом в разгар скандала о поставках Венесуэлой современного оружия колумбийским партизанам, которые по совместительству с борьбой за левые идеи поставляют на мировой рынок львиную долю кокаина.
Гражданская война в Колумбии, кажется, длится уже целую вечность. Обилие группировок и вооруженных отрядов, давняя история конфликта оставляют очень мало шансов понять, как все началось и кто чего добивается. Современная фаза войны почти беспрерывно продолжается с 60-х годов прошлого века. Тогда наряду с прокубинскими, маоистскими и другими леворадикальными вооруженными группировками на сцену вышла самая знаменитая и крупная - Революционные вооруженные силы Колумбии (РВСК, или в испанской транскрипции FARC).
Группировка была формально основана как военная организация компартии Колумбии. Временами РВСК добивались больших успехов, в стране появлялись "освобожденные районы". Финансирование постепенно наладилось за счет производства наркотиков, похищения людей также приносили прибыль. Только за 2001 год боевики РВСК похитили две с половиной тысячи человек, а общее количество жертв гражданской войны исчислялось к тому времени уже десятками тысяч.
В 1991 году Колумбия приняла новую демократическую конституцию, установившую президентскую форму правления при независимости трех ветвей власти. Курс на сотрудничество с Вашингтоном стал в дальнейшем причиной частых конфликтов с соседями, проповедующими антиамериканизм. В 2000 году США приняли "План Колумбия", по которому страна за последние годы получила около 6 миллиардов долларов для борьбы с производством наркотиков и другую помощь. Постепенно колумбийская армия набрала силу и вытеснила партизан в непроходимые джунгли.
Террористы все чаще стали использовать как убежище территорию соседних стран, лидеры которых симпатизировали им и оказывали негласное покровительство. 1 марта 2008 года колумбийская армия нанесла авиаудар по лагерю партизан на приграничной территории Эквадора, а для его окончательной "зачистки" туда вошли спецподразделения. Колумбийцы вторглись неглубоко - на два-три километра.
Последовали жесткие дипломатические заявления, Эквадор разорвал дипломатические отношения с Колумбией, Венесуэла выслала колумбийских дипломатов. Обе "разгневанные" страны стали вовсю демонстрировать подготовку к войне, к границе с Колумбией стягивались войска. В ответ Богота обвинила соседей в поддержке террористов.
И для этого были основания. В ходе операции погиб второй человек в иерархии РВСК Рауль Рейерс - личный друг Уго Чавеса. В Венесуэле память Рейерса почтили минутой молчания, а саму операцию Чавес назвал "трусливым покушением". Куда более ценным свидетельством стало содержимое захваченных у повстанцев ноутбуков.
Ознакомившись с ним, в Боготе заявили, что и Чавес, и президент Эквадора Рафаэль Корреа вовсю поддерживали повстанцев. И не только морально. Утверждалось, что Чавес передал повстанцам 300 миллионов долларов и даже собирался помочь им раздобыть 50 килограммов урана. Оба президента все обвинения отрицали, но уже 7 марта согласились обнять президента Колумбии Альваро Урибе и признать конфликт исчерпанным.
Борьба с повстанцами продолжалась, сотрудничество США и Колумбии только укреплялось. В начале августа 2009 года обе страны объявили о подписании нового договора о военном сотрудничестве на ближайшие десять лет.
США получат семь военных баз на территории Колумбии, с 300 до 800 увеличится количество американских военнослужащих. Новость попала на уже "подготовленную" почву - как раз набирал обороты новый скандал. 27 июля вице-президент Колумбии Франcиско Санто рассказал журналистам, что в ходе одной из операций у боевиков РВСК были изъяты противотанковые комплексы АТ4 шведского производства.
Ранее такие комплексы были закуплены для венесуэльской армии. 28 июля Швеция потребовала официальных объяснений, как реактивные противотанковые гранатометы попали к террористам, и заявила, что разрешения на реэкспорт не давала. Чавес не объяснил, как такое могло произойти. В ответ он объявил об очередной "заморозке" отношений с Колумбией и отозвал своего посла из Боготы.
Из Каракаса летели одно обвинение за другим, как всегда главным злом были объявлены США. Чавес даже рассказал, каким образом Америка собирается захватить богатую нефтью Венесуэлу. По его мнению, сначала США спровоцируют конфликт между Венесуэлой и Колумбией, а потом войдут как миротворцы и возьмут все под свой контроль. Так что вся история с гранатометами - это "американская провокация".
Но вскоре посол Венесуэлы вернулся в Колумбию и занял свое место - казалось, конфликт начал утихать. Но тут Чавес объявил о колумбийском вторжении и ввел дополнительные санкции против Боготы. Возможно, новый виток обострения отношений в регионе только начинается. Интересно еще и другое - неожиданно во всей этой истории стала фигурировать и Россия.
За несколько дней до скандала со шведскими гранатометами Уго Чавес объявил, что собирается закупить в России танки. Около 90 штук, для вооружения трех венесуэльских батальонов.
Президент Венесуэлы уточнил, что танки будут "самые современные, быстроходные с газотурбинным двигателем. Чуть ли не летающие, почти неуязвимые, оборудованные приборами ночного видения". По версии "Независимой газеты", это могут быть снятые с производства Т-80У, которых в российской армии более четырех тысяч штук.
Учитывая, что каждый такой танк стоит на рынке примерно 2,5 миллиона долларов, сделка кажется выгодной. Тем более что из 23 тысяч машин, составляющих сегодня танковый парк российской армии, в строю в ближайшем будущем должны остаться лишь 2,5 тысячи. Аналитики, правда, предупреждали, что продажа танков Чавесу будет не очень хорошо выглядеть в свете объявленной "перезагрузки" в отношениях между Россией и США. С другой стороны, если откажем мы - Венесуэла купит танки у Китая или Белоруссии.
Но Чавес сам усложнил задачу - после "гранатометного" скандала он предложил продать подержанные танки в кредит. То есть ни на строительство жилья для военнослужащих, ни на другие программы деньги от сделки не попадут. А вот международные скандалы сопровождают Чавеса постоянно.
Кстати, в начале июня 2009 года американцы заподозрили Каракас в продаже повстанцам более "опасных", чем гранатометы, видов оружия - переносных зенитно-ракетных комплексов, закупленных в России. Москва не стала публично выяснять подробности, тем более, что достоверных фактов представлено не было. Однако будет очень неприятно, если при очередной операции колумбийской армии в джунглях у боевиков обнаружат российский танк. Тот самый Т-80У.