Правительство России разрабатывает программу помощи российским моногородам. Таким образом власти пытаются предотвратить повторение ситуации в Пикалево, города в Ленинградской области, где остановка градообразующих заводов привела к невыплате зарплат сотрудникам и массовым протестам. Пока же ситуацию в регионах решают в привычном для чиновников "ручном режиме".
По подсчетам Министерства регионального развития, потенциально взрывоопасными в России являются около 400 населенных пунктов, половина из которых сможет рассчитывать на господдержку. В бюджете на 2009 год таким городам будет специально выделено 10 миллиардов рублей. Это половина от суммы, которую ранее в 2009 году проел "на безвозмездной основе" российский автомобильный гигант "АвтоВАЗ". Правда, лучше ему от этого не стало. Как, впрочем, и жителям Тольятти - города, который может стать одной из основных протестных точек на карте России.
О моногородах в правительстве вспомнили после того, как из-под контроля местных властей вышла ситуация в городе Пикалево Ленинградской области. Безработные жители этого городка, оставшиеся без средств к существованию из-за остановки градообразующих предприятий, перекрыли близлежащую федеральную трассу. Тогда вопрос с собственниками предприятий в Пикалево на вертолете прилетел решать лично премьер-министр России Владимир Путин.
Пикалевский глиноземный завод в свое время был разделен на три предприятия, которые были проданы разным собственникам. Новые владельцы заводов, объединенных в технологическую цепочку, после начала кризиса не смогли согласовать свои действия. В результате встали все три завода разом. Путин потребовал от владельцев предприятий погасить долги по зарплате и загрузить заводы сырьем и новыми заказами. Распоряжение премьера было выполнено.
Вернувшись в Москву, Путин поручил чиновникам разработать схему поддержки моногородов. И вовремя, ведь пример Пикалево оказался заразительным. В августе из-за долгов по зарплате перекрыть Транссибирскую магистраль пригрозили рабочие Байкальского ЦБК. Ситуацию вновь решали "вручную" – угрозами и пугающими заявлениями.
После визита Путина в Пикалево первый вице-премьер России Игорь Шувалов заявил, что нерадивых людей, которые работают безответственно по отношению к своим работникам, власти будут "вынуждать, в том числе через органы надзора, через прокуратуру, этими вопросами заниматься. Речь шла как о чиновниках, так и собственниках предприятий.
Тем временем чиновники рапортовали премьеру, что готовы решать "неожиданно" возникшую проблему. Газета "Газета" (GZT.RU) в июле сообщала, что Федеральная служба по финансовому мониторингу (финразведка) разработала алгоритм, позволяющий на основе наблюдения за финансовыми операциями градообразующих предприятий спрогнозировать возникновение "синдрома Пикалево".
О переводе на "ручное управление" регионов страны заявил и президент России. В июне Дмитрий Медведев пообещал увольнять губернаторов, которые провалят план антикризисных мер – то есть глав регионов с худшими показателями по безработице и задержкам зарплат. На местах Медведева услышали. Так, орловский губернатор Александр Козлов сообщил газете "Коммерсант", что, переодевшись в телогрейку, инкогнито ездил по региону, чтобы узнать у его жителей об их трудностях.
В июле 2009 года "Независимой газете", которая ссылалась на источник, близкий к правительству, стало известно, что Минрегиону было поручено выделить четыре субъекта федерации, главы которых будут уволены осенью 2009 года, в начале нового политического сезона. Какие именно регионы осенью могут лишиться своих руководителей, пока неизвестно.
Представить себе последствия и масштаб волнений, которые могут прокатиться по регионам, нетрудно. Если жители двадцатитысячного Пикалево запросто перекрыли одну из важнейших экономических артерий России, то легко можно представить, чем закончатся протесты жителей гораздо более крупных городов. К примеру, тольяттинцев.
В случае крушения "АвтоВАЗа", который давно уже превратился в колосс на глиняных ногах российского автопрома, обломки предприятия могут похоронить под собой огромный город. На заводе сейчас работают 110 тысяч человек, тогда как население Тольятти составляет около 700 тысяч человек. Еще десятки тысяч жителей Тольятти трудятся на предприятиях, так или иначе связанных с "АвтоВАЗом".
Из-за падения спроса на продукцию завода "АвтоВАЗ" не будет выпускать автомобили весь август, а с 1 сентября на заводе введут сокращенный график работы, который продлится до 28 февраля 2010 года. Оплата работникам в этот период будет начисляться из расчета за фактически отработанное время.
Руководство "АвтоВАЗа" принимает меры. Оно планирует, к примеру, 10 тысяч человек, которые с сентября будут заняты на производстве лишь частично, по совместительству трудоустроить на сам завод - заниматься деятельностью, не связанной с выпуском машин. Основная зарплата у этих работников с сентября окажется ниже прожиточного минимума Самарской области. Еще 10 тысяч человек надеются на местные власти.
Гарантии того, что "АвтоВАЗ", несмотря на всю поддержку, которую ему оказывает федеральный центр, самостоятельно выберется из кризиса, нет. Однако из-за социальной значимости предприятия обанкротить его власти вряд ли решатся. Выбор между поддержкой жизнеспособности хиреющего производства и политическим спокойствием в регионе, похоже, сделан.
Тем не менее, ситуация в городе начала резко ухудшаться. До открытых бунтов еще далеко, но не учитывать пикалевский вариант развития событий все же не стоит. Недаром в Тольятти, по сообщениям российских СМИ, появились слухи, что в город в случае чего могут перекинуть ОМОН из соседних регионов России. Пример с "АвтоВАЗом", конечно же, нетипичен для других российских моногородов, но оценить масштаб трудностей, на которые до поры чиновники закрывали глаза, позволяет.
Газета "Ведомости" пишет, что критерии, по которым чиновники определяли моногорода, были согласованы Минрегионом и Минфином 14 августа.
Рассчитывать на господдержку может населенный пункт, где доля работающих на одном градообразующем предприятии (либо - группе связанных предприятий) составляет не менее 25 процентов экономически активного населения, либо объем производства такого предприятия - не менее 50 процентов в отгрузке продукции населенного пункта. Таких населенных пунктов в России оказалось 400, но не всем моногородам будет оказана помощь.
В Минрегионе считают, что находятся "в нормальном экономическом состоянии города при атомных и гидроэлектростанциях, нефтяные города и газовые, закрытые административно-территориальные образования и наукограды". Моногородов, которым правительство будет помогать, по данным издания, в России около 200.
Моногорода строились в советское время, когда предприятия объединялись в межотраслевые группы, но приватизировали их по частям. Ситуация в Пикалево - пример того, что произойдет в таком городе, если остановится хотя бы одно из предприятий замкнутого цикла. Чиновники при составлении критериев эту особенность учли.
Не учли они другое - удаленность большинства подобных населенных пунктов от крупных городов, а также тот факт, что значительная часть поселений с монопроизводством вообще не являются городами. Между тем, способность моногородов справиться с кризисом часто напрямую связана с местом расположения бизнеса.
В Минрегионе обещают, что тем городам, в которых произошло резкое падение местных доходов, помощь будет оказана уже в 2009 году. Выбирать необходимые средства будут из уже распределенных средств федерального бюджета. В 2010 году 10 миллиардов рублей в бюджете на поддержку моногородов будет заложено отдельной строкой.
Цифры, которые приводят независимые эксперты, наглядно демонстрируют, что проблема с моногородами на самом деле куда как более глубокая.
По данным Института региональной политики (ИРП), моногородов в России около 460 (плюс 332 поселка городского типа, которые не учтены федеральными чиновниками). На них приходится 40 процентов ВВП России и четверть городского населения страны - 25 миллионов человек. Диапазон численности проживающего в них населения колеблется от 5 тысяч человек до городов с более чем полумиллионным населением.
Эксперты ИРП установили, что из-за кризиса спрос на продукцию градообразующих предприятий, а за ним и прибыль, сократились в 4-5 раз, лишив эти компании возможности финансировать социальную политику в регионе. Сотрудники института полагали, что перераспределение ответственности за состояние моногородов между государством и бизнесом позволит избежать "недовольства ситуацией в обществе".
Пока непохоже, что федеральный центр всерьез готовится решать проблему с прицелом на будущее. Выделенных Москвой бюджетных рублей объективно мало, тогда как масштаб проблемы огромен. Наскоком решить ее не удастся, поскольку моногорода – структурная особенность российской экономики. Падение промпроизводства здесь напрямую ведет к нищете и социальной деградации жителей. Решать эту проблему чиновникам необходимо комплексно, иначе, по выражению профессора МГУ Натальи Зубаревич , жители таких городов будут "жить на картошке со своего огорода".
Пока же в России наметилась лишь одна тенденция, связанная с предприятиями в моногородах. Власти занимаются спасением градообразующих предприятий, но не спасением самих населенных пунктов, тогда как социальная политика в данном случае не менее, если не более, важна. В условиях кризиса, когда такие населенные пункты оказались под ударом, это стало очевидно. Если же дальше взятия на региональный баланс градообразующих предприятий дело не пойдет, то будущего у моногородов в России нет.