Лесовоз "Арктик Си", который всем миром искали в Атлантическом океане больше двух недель, наконец нашелся. 17 августа министр обороны Анатолий Сердюков картинно доложил об этом президенту России Дмитрию Медведеву и пообещал, что ближе к вечеру расскажет подробности. Пришел вечер, сгустилась ночь, начался новый день, а никаких новых сведений о злосчастном судне так и не появилось. Лишь к полудню стало известно, что на судне все эти дни находились пираты, которых моряки ВМФ РФ повязали без единого выстрела.
Дмитрию Медведеву в понедельник позарез нужны были хорошие новости. Президенту страны, в которой всего за два дня сталкиваются истребители элитной пилотажной группы, на крупнейшей ГЭС происходит авария, а в одном нестабильном городе совершается чудовищный теракт, должно быть, не очень уютно попадать под прицелы телекамер. В таких ситуациях для сохранения уверенности в себе необходимо продемонстрировать причастность к любому более-менее крупному позитивному событию.
К счастью, такое событие нашлось - им стало обнаружение сухогруза "Арктик Си" с российскими моряками на борту, который как в воду канул в конце июля. Журналистам эту новость решили преподнести торжественно, но, как обычно, немного напоказ: Медведев при большом скоплении журналистов усиленно делал вид, что вопрос о судьбе "Арктик Си" он задает Сердюкову впервые, а тот, подыгрывая, повторял то, что уже наверняка было сказано без представителей прессы.
По словам министра, сухогруз был найден в час ночи по Москве 17 августа (20:00 16 августа по местному времени) в 300 милях от островов Зеленого Мыса. Судно нашел сторожевой корабль "Ладный", отправленный на поиски "Арктик Си" по поручению Медведева. Сердюков сообщил, что экипаж лесовоза пересадили на корабль Черноморского флота, где начали проводить "дознание и выяснение всех обстоятельств исчезновения и неподачи сигнала этого судна".
После этого министр пообещал более детально поведать миру подробности произошедшего, но чуть позже - к концу дня. Однако ждать пришлось намного дольше - до полудня 18 августа. Информагентства распространили сообщения, в которых говорилось, что Сердюков (как и собирался) доложил Медведеву подробности обнаружения "Арктик Си". Выяснились интересные вещи.
Во-первых, впервые было официально подтверждено, что сухогруз был захвачен. Во-вторых, выяснилось, что пиратами оказались не одиозные сомалийские боевики, а четыре гражданина Эстонии, два гражданина Латвии и два гражданина России. По данным Минобороны РФ, их лодка подошла к "Арктик Си" 24 июля в 23:00 по Москве в шведских территориальных водах. Находившиеся в лодке попросили у экипажа лесовоза помощи под предлогом какой-то неисправности. Поднявшись на борт, они достали оружие, взяли в плен российских моряков и потребовали вести сухогруз к берегам Африки, отключив навигационное оборудование. Экипажу "Арктик Си" ничего не оставалось, кроме как выполнить требования захватчиков.
Когда сухогруз проходил мимо Кабо-Верде, его заметили российские военные. Исходя из заявления Сердюкова, в котором, помимо сил ВМФ, фигурируют ВВС России, можно сделать вывод, что это было сделано с воздуха. Затем, по всей видимости, к судну устремился "Ладный", который освободил "Арктик Си" без единого выстрела и пленил захватчиков - всех восьмерых. Затем судно под конвоем "Ладного" направилось к берегам Кабо-Верде, где, как заявляют местные власти, моряков уже ждет самолет до России.
Казалось бы - "Арктик Си" наконец нашли, экипаж освободили, все живы и здоровы, поэтому о произошедшем скоро забудут. Однако если и забудут, то совсем не скоро. В этой истории, несмотря на сообщения Минобороны, остается еще столько белых пятен, что заполнять их придется едва ли не дольше, чем искали злополучное судно.
Непонятно, почему столько времени от СМИ скрывали информацию об операции по поиску "Арктик Си". Постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин начиная с конца прошлой недели делал важное лицо и утверждал, что у Москвы и Брюсселя есть все данные по сухогрузу, но раскрывать их раньше времени нельзя, потому что... нельзя. Более того, уже после освобождения судна он заявил, что журналистов сознательно дезинформировали, чтобы не раскрывать действия российских военных. Было ли это сказано всерьез, или Рогозин так шутит, СМИ пока не уточняли.
Другой немаловажный вопрос - зачем восьмерым гражданам стран бывшего СССР понадобилось захватывать лесовоз. В самом деле, ну не пиломатериалы же заинтересовали пиратов. Даже если верны сообщения, что леса на судне было на несколько миллионов долларов, представляется маловероятным, чтобы ради них разбойники стали так рисковать и нападать на сухогруз в европейских водах - куда более защищенных, чем воды набившего оскомину Аденского залива. Однако все-таки рискнули и почти добились успеха - значит, груз для них был очень и очень привлекательным.
В прессе появилось несколько версий по поводу груза - одна интереснее другой. По мнению главного редактора издания "Морской бюллетень - Совфрахт" Михаила Войтенко, это могло быть что-то очень секретное. Другие СМИ предположили, что это могли быть наркотики, возможно кокаин. Или оружие. Или ядерные материалы - поскольку в финском порту "Арктик Си" исследовали специалисты со счетчиками Гейгера. Последнюю версию в беседе с AFP категорически опровергли финские власти.
То, что на сухогрузе было что-то поинтереснее леса, косвенно подтверждали сообщения о выкупе, который вроде бы потребовали пираты. Но и эта информация тоже была крайне путаной. Сперва об абстрактных требованиях захватчиков сообщила финская полиция. Затем немецкое издание Financial Times Deutschland раскопало сумму выкупа - полтора миллиона долларов. Однако вскоре все это перечеркнул гендиректор компании-судовладельца "Арктик Си" Solchart Management Виктор Матвеев, который заявил "Коммерсанту", что никто никакого выкупа не требовал.
Кроме того, не до конца ясны события, происходившие с 24 июля по 17 августа - в период, когда лесовоз был в руках бандитов.
Экипаж во время одного из последних сеансов радиосвязи с берегом сообщал, что 24 июля в шведских водах сухогруз в грубой форме обыскали люди, одетые как полицейские, которые затем покинули судно. 28 июля моряки, будучи в водах Ла-Манша, в последний раз вышли на связь, после чего за судном можно было следить лишь по сигналу автоматической идентификационной системы. 30 июля она передала последний сигнал - тогда "Арктик Си" находился в Бискайском заливе.
По данным Еврокомиссии, 31 июля с борта судна был получен сигнал о втором (после шведского) нападении, которое произошло у берегов Португалии. После этого начались поиски сухогруза - сначала силами европейцев, а затем и россиян. Россия, правда, включилась в операцию лишь 12 августа, хотя к этому моменту на уши было поднято пол-Европы и Интерпол.
С 13 августа в СМИ то и дело стали появляться сообщения о предполагаемом обнаружении судна (видимо, в полной красе расцвела "сознательная дезинформация", о которой упомянул Рогозин). Сперва Войтенко на своем сайте рассказал о том, что судно, похожее на "Арктик Си", видели в порту испанского города Сан-Себастьян. Затем это опровергли представители министерства морского флота Испании, по словам которых сухогруз не заходил ни в один испанский порт.
Вскоре лесовоз "нашелся" недалеко от Кабо-Верде - сначала об этом стало известно от службы мониторинга НАТО, а затем от береговой охраны островов. Но тут снова появилось опровержение - оно пришло из посольства России в Кабо-Верде. После этого сигналы от "Арктик Си" были замечены в Бискайском заливе - от которого до Кабо-Верде несколько дней ходу. Однако затем и эту информацию назвали неверной.
Похоже, что пока мировые СМИ с увлечением занимались пинг-понгом сухогруза по карте Атлантического океана, "Арктик Си" спокойно шел вдоль берегов Африки. Куда именно вели судно выходцы из Эстонии, Латвии и России - остается неизвестным. Одно ясно точно - в XXI веке таких захватывающих сюжетных линий вокруг исчезновения одного судна было мало. В Еврокомиссии, кстати, согласны с этим мнением - как сообщает РИА Новости, представитель ЕК Мартин Селмайер заявил в Брюсселе, что "все детали этой истории определенно однажды станут сюжетом для голливудского кино". Неплохо бы, правда, для начала разобраться со всеми этими деталями.