В понедельник утром, 17 августа, на крупнейшей в России Саяно-Шушенской ГЭС (СШГЭС) произошла авария, после которой станция была остановлена как минимум на несколько месяцев, а возобновит работу не в полном объеме. В результате аварии было частично прервано электроснабжение крупных предприятий региона, а сама ГЭС работает вхолостую. Пока обычные россияне подсчитывают погибших, чиновники и энергетики "Русгидро", в которую входит СШГЭС, подсчитывают убытки от аварии. Власти российских регионов готовятся к повышению цен на электроэнергию, а инвесторы скупают акции энергетических компаний региона в надежде подзаработать.
Полное восстановление ГЭС, где из-за аварии были остановлены три гигантских турбины из десяти, займет минимум четыре года, а запустить в работу непострадавшие установки можно будет за несколько месяцев. Столь долгий срок восстановления ГЭС в "Русгидро" объяснили тем, что мощности "Силовых машин", компании, производящей турбины, в данный момент ограничены. Представители "Силовых машин" уже заявили, что первый гидрогенератор смогут поставить не ранее января 2011 года.
На восстановление СШГЭС потребуется минимум 10 миллиардов рублей. Руководство "Русгидро" утверждает, что этих средств хватит на полное восстановление станции, однако сумма, скорее всего, не окончательная. Общие потери от аварии в "Русгидро" оценили не менее чем в 27 миллиардов рублей.
Деньги понадобятся "Русгидро" не только на восстановление ГЭС. По подсчетам аналитиков "ВТБ капитала", недопоставка электроэнергии на рынок обойдется "Русгидро" в половину выручки, которую компания получала от СШГЭС. При этом "Русгидро" придется возместить поставки электроэнергии потребителям ГЭС, закупив ее на свободном рынке. Компании, возможно, придется заплатить и за масляное пятно на Енисее, однако власти еще даже примерно не оценили экологический ущерб.
Страховка же покроет лишь примерно шесть с половиной миллиардов рублей (200 миллионов долларов) из общих расходов "Русгидро" по ремонту и восстановлению СШГЭС.
Вице-премьеру Игорю Сечину было поручено создать комиссию по скорейшему восстановлению работы станции. Однако пока не ясно, будет ли собственнику ГЭС помогать государство, которому принадлежат 60 процентов акций компании.
Сама же "Русгидро" уже просит государство о помощи. В "Русгидро" заявили, что намерены вести работы по восстановлению ГЭС за счет собственных средств, для чего компании придется пересмотреть инвестпрограмму на 2010 год в сторону уменьшения. До конца недели "Русгидро" обратится с такой просьбой в Минэнерго. Кроме того, по информации газеты "Ведомости", компания собирается просить Федеральную службу по тарифам на треть увеличить стоимость электроэнергии СШГЭС для промышленных потребителей на 2010 год.
У "Русгидро" действительно есть средства на восстановление ГЭС – только в первом квартале 2009 года прибыль компании превысила 18 миллиардов рублей. Просьбу пересмотреть инвестпрограмму можно было бы расценить как уловку, на которую в компании решили пойти, чтобы отложить ввод новых мощностей. Но уже известно, что авария на станции, к примеру, должна ускорить ввод в строй Богучанской ГЭС, о схеме финансирования которой компании "Русгидро" и "Русал", крупнейший потребитель электроэнергии СШГЭС, не могут договориться уже не первый месяц.
Последствия аварии на СШГЭС в регионах Западной Сибири почувствовали сразу. В Алтайском крае, Кемеровской и Томской областях, республиках Хакасия и Алтай начались веерные отключения энергии, которые продолжались несколько часов.
Энергетические компании быстро смогли компенсировать возникший дефицит, однако новость об аварии на СШГЭС не на шутку встревожила власти регионов. Губернатор Томской области Виктор Кресс, как сообщала газета "Коммерсант", заявил, что региону "придется вступать в зиму с серьезными ограничениями по электроэнергии", так как он способен обеспечить не более 40 процентов собственных потребностей. Кемеровский губернатор Аман Тулеев потребовал от муниципалитетов сократить потребление электроэнергии на треть на промышленных и коммерческих предприятиях, а также в сфере ЖКХ. Впрочем, из–за кризиса спрос на электроэнергию в России упал, поэтому существующих мощностей регионам должно хватить.
Без электроэнергии СШГЭС временно остались и промышленники. Сильнее всего пострадал крупнейший производитель алюминия в мире "Русал" Олега Дерипаски. Дело в том, что более 75 процентов электроэнергии СШГЭС потребляли четыре завода "Русала". Саяногорский и Хакасский заводы компании, выпускающие более 830 тысяч тонн алюминия в год, полностью работали на электроэнергии ГЭС. Красноярский и Новокузнецкий заводы закупали электроэнергию там же.
Вскоре после аварии к этим заводам стала поступать электроэнергия с Майнской и Красноярской ГЭС. Если бы резервные мощности запоздали более чем на 6 часов, то заводы компании просто остановились.
Хотя "Русалу" и удалось компенсировать дефицит электроэнергии, ее нехватка в перспективе может привести к временному сокращению производства "Русала" на 500 тысяч тонн алюминия в год. Компания в своей антикризисной программе и так предполагала сократить производство на 500 тысяч тонн - до 3,9 миллиона тонн. Однако в "Русале" вряд ли предполагали, что это может произойти в "принудительном" порядке.
По оценке менеджеров "Русала", в течение всего времени, пока будет длиться ремонт на ГЭС, производство Саяногорского и Хакасского заводов будет оставаться под угрозой, особенно с приближением осенне-зимнего периода.
Именно поэтому "Русал" и "Русгидро" бросились обсуждать ускоренный запуск Богучанской ГЭС, пуск первых трех гидроагрегатов которой был запланирован на 2010 год. Ранее "Русал", долги которого превышают 16 миллиардов долларов, предлагал отложить на два года строительство этой ГЭС, что, впрочем, не было одобрено правительством.
Пострадали и другие компании. В частности, ограничения в поставках затронули Новокузнецкий и Западно-Сибирские металлургические комбинаты Evraz Group. Без достаточного объема электричества на время остались несколько шахт и угольных разрезов Кузбасса. По данным РИА Новости, были также остановлены Алтайский завод агрегатов, "Алейскзернопродукт", "Барнаульская мельница", дрожжевой завод, ЗАО "Ремметалл" и Алтайский завод прецизионных изделий. Будут ли эти компании предъявлять претензии "Русгидро", пока не сообщалось.
Авария на СШГЭС сразу же привлекла внимание игроков на фондовом рынке. ГЭС в первом полугодии 2009 года вырабатывала 27 процентов от всей выборки "Русгидро". Естественно, что сообщение об аварии предсказуемо отразилось на котировках акций компании.
Торги акциями "Русгидро" были приостановлены в день аварии, 17 августа, через несколько минут после открытия по просьбе самой компании, но успели потерять более 7 процентов. В Лондоне депозитарные расписки на акции "Русгидро" потеряли более 10 процентов. 18 августа торги акциями "Русгидро" на российских биржах не проводились, а 19 августа, когда торги все же были открыты, акции компании обвалились более чем на 10 процентов.
В противовес упавшей "Русгидро" начали расти акции электроэнергетических компаний, которые, по мнению участников рынка, смогут выиграть от увеличения загрузки мощностей. Дело в том, что энергию СШГЭС теперь заменит электричество более дорогих тепловых станций, поэтому инвесторы ожидают как роста цен на электроэнергию в регионе, так и роста выручки энергетических компаний.
Министр энергетики Сергей Шматко уверяет, что цены на энергию в Сибири вырастут не более чем на 5-7 процентов, а производители энергии говорят о 10-15 процентах. Минэнерго уже ведет работу по недопущению необоснованного роста цен на энергорынке, однако инвесторы, видимо, мало верят в то, что чиновникам это удастся.
Дополнительные доходы смогут получить и поставщики топлива в регионе, особенно угля, на котором работают тепловые станции. "Силовые машины", неожиданно получившие заказ на миллиарды рублей, также вырастут в цене.
Авария на СШГЭС не только породила множество прямых экономических следствий, но и стала первым настоящим сигналом, который изношенная инфраструктура посылает властям России. Ответить на этот вызов государству пока нечем.
Реформа электроэнергетики, разделившая РАО "ЕЭС России" в 2008 году на компании, проданные частным инвесторам в обмен на инфраструктурные инвестиции, а также те, что были полностью переданы государству, частично провалилась. В Минэнерго неоднократно заявляли, что недовольны тем, как реализуются инвестпрограммы в некоторых компаниях. Шматко даже обещал найти им более состоятельных инвесторов в лице, очевидно, все того же государства. Теперь же, по словам министра, могут быть пересмотрены инвестпрограммы всех компаний региона.
Действительно, многие новые владельцы энергокомпаний из-за кризиса были вынуждены отказаться от развития полученных активов. Предполагалось, что компании смогут получить больше средств за счет увеличения доли продаж электроэнергии на свободном рынке. До 1 января 2009 года 75 процентов электроэнергии в России продавалось по тарифам, которые устанавливает государство, а еще 25 процентов - на свободном рынке. При этом на свободном рынке цены на электроэнергию в среднем на 50 процентов выше регулируемых.
С 1 января 2009 доля электроэнергии, которую продают по рыночным ценам, выросла до 30 процентов, а с 1 июля - до 50 процентов. Полная либерализация рынка намечена на 2011 год, однако остановить повышение цен правительство уже попросили нефтяные компании, региональные чиновники и даже некоммерческое партнерство "Совет рынка", образованное после завершения реформы РАО "ЕЭС России" (в него входят крупные потребители электроэнергии, энергосбытовые организации и производители). Совершенно не факт, что правительство не решится перенести дату окончательной либерализации рынка с 2011 года на более поздние сроки, хотя против этого выступает Минэнерго.
Инциденты, подобные аварии на СШГЭС, могут произойти где угодно в России, затянувшей с модернизацией инфраструктуры как в энергетическом, так и в других секторах экономики. Впрочем, сейчас основным приоритетом правительства является социальная стабильность, на которую и будут брошены основные средства бюджета.
Минфин готовится сокращать расходы бюджета вплоть до 2012 года, одновременно залезая в долговую яму. Только за рубежом Россия займет в ближайшие годы 60 миллиардов долларов. Средства стабилизационных фондов, накопленные в тучные годы, будут потрачены на финансирование социальных расходов бюджета, в основном, пенсионной системы, реформу которой так неудачно, в самый разгар кризиса, начало правительство. Инфраструктурные проекты задвинуты в долгий ящик.