На второй день авиасалона МАКС-2009 были намечены едва ли не все основные деловые пресс-конференции, посвященные гражданской авиации. В результате день получился весьма насыщенным и принес как несколько давно ожидаемых заявлений и сделок, так и ряд любопытных сюрпризов.
После завершения первого дня МАКСа, когда главным действующим лицом авиасалона был премьер-министр Владимир Путин, рассказавший о государственной поддержке авиационной отрасли, началась собственно деловая часть. Иными словами, если 18 августа авиапроизводители пытались договориться с чиновниками, то 19 августа они должны были объявить о результатах переговоров с бизнесменами.
Подводя итоги второго дня МАКСа, можно сказать, что в основном на российском авиасалоне заключаются сделки с отечественными производителями. Boeing и Airbus в МАКСе также участвуют, но контракты между ними и российскими авиакомпаниями в ходе авиасалона, видимо, подписаны не будут.
Тем не менее, ни в американской, ни в европейской компаниях не унывают. И Airbus, и Boeing провели 19 августа по долгой пресс-конференции, на каждой из которой рассказали о том, что их уже выпущенные самолеты - самые лучшие в мире, а те, что будут выпущены в ближайшее время, – еще лучше. Особенно обе компании упирали на рынок дальнемагистральных вместительных самолетов – именно на этом рынке конкуренция между Airbus и Boeing особенно острая. Кроме того, Россия практически отказалась от борьбы с американцами и европейцами в этом сегменте рынка. Поэтому расхваливать свои самолеты Airbus и Boeing могли, не боясь навлечь на себя гнев со стороны российских чиновников.
Для отечественного авиастроения день начался с пресс-конференции Михаила Погосяна – руководителя "Сухого", "МиГа" и вице-президента Объединенной авиастроительной корпорации. Он внес в рутинный ход МАКСа некоторую сумятицу, заявив, что "Гражданские самолеты Сухого" планируют завершить сертификацию Sukhoi Superjet 100 до конца 2009 года.
Это высказывание противоречило заявлению главы ОАК Алексея Федорова, который еще вечером 18 августа отметил, что поставки Superjet перенесены с конца 2009 года на конец 2010-го. Все разрешилось довольно скоро: в "Гражданских самолетах Сухого" быстро подтвердили слова Федорова. Президент этой компании Владимир Присяжнюк также отметил, что всего в 2010 году планируется произвести 18 самолетов Sukhoi Superjet 100, которые достанутся "Аэрофлоту", армянской "Армавиа", а также итальянской Italy и российской Финансово-лизинговой компании.
Все же мощности ОАК предполагают выпуск 70 самолетов Superjet ежегодно. Но такой план будет выполняться, если заказов будет много: пока в плане "Гражданских самолетов Сухого" значится производство 50 самолетов в год к 2012 году. Что касается твердых заказов на Sukhoi Superjet 100, то, по словам Погосяна, к концу 2009 года их будет 150. Следовательно, осенью нас, скорее всего, ждет подписание какого-то нового соглашения на поставку этих лайнеров.
После конференции Михаила Погосяна состоялась и конференция компании "Туполев". Часть вопросов на ней была посвящена судьбе Ту-334 – самолету, который может составить конкуренцию Sukhoi Superjet 100 (он рассчитан на ту же нишу ближнемагистральных самолетов с пассажировместимостью около ста кресел). Работа над ним началась еще в начале 1990-х, но к 2009 году было выпущено лишь два Ту-334. При этом, как признались в "Туполеве", твердых заказов нет ни на один из них.
Тем не менее, в "Туполеве" считают этот самолет востребованным и даже более подходящим для российских условий, чем Superjet. Дело в том, что Ту-334 может принимать большее количество региональных аэропортов. Кроме того, этот самолет проходил испытания при температурах от минус 50 до плюс 50 градусов. В самом "Туполеве" считают, что Superjet больше ориентирован на зарубежные рынки, а Ту-334 может использоваться в России.
ОнлайнВторой день МАКСа
В "Туполеве" ведут переговоры о поставках Ту-334 с тремя авиакомпаниями. Известно, что одна из них – "Татарские авиалинии".
Еще одним потенциальным заказчиком может стать управление делами президента. Дело в том, что для управделами нужен ближнемагистральный лайнер, однако разрекламированный Superjet чиновники купить не могут: в нем слишком много деталей иностранного производства. Правда, и с Ту-334 не все гладко: пока непонятно, будет ли запущен этот лайнер в серийное производство. Так что фаворитом на место "борта №1" является, по данным газеты "Ведомости", Ан-148: он на 70 процентов состоит из российских комплектующих, а в будущем эта доля может быть доведена до 90 процентов.
Главной же новостью деловой части авиасалона стало намерение "Ростехнологий" купить 65 новых самолетов для создающейся на базе разорившегося альянса AiRUnion и авиаперевозчика "Россия" авиакомпании "Росавиа".
О столь масштабных планах заявил глава "Ростехнологий" Сергей Чемезов. Он особо отметил, что журналисты уже "похоронили" "Росавиа", но эта компания будет "продолжать жить".
Что имел в виду Чемезов, предельно понятно: весной и летом 2009 года в российских деловых СМИ появлялись сообщения о том, что создание "Росавиа" постоянно затягивается, а акционирование ФГУПов, которые должны войти в альянс, не осуществляется. В связи с этим "Росавиа" если и будет создано, то с опозданием, и даже в этом случае вряд ли сможет составить конкуренцию "Аэрофлоту" – крупнейшему российскому авиаперевозчику.
По всей видимости, "хоронить" "Росавиа" действительно рано. И хотя в этой структуре до сих пор остается много непонятного, ее планы по покупке самолетов действительно обширны. По словам Чемезова, "Росавиа" разместит заказ на 50 узкофюзеляжных самолетов с опционом на покупку еще 15 лайнеров. Все заинтересованные производители должны подать заявки до 17 октября, а до конца года будет заключен контракт. Поставки самолетов ожидаются в течение ближайших лет до 2016 года.
Естественно, что главными претендентами на контракт с "Росавиа" являются российские самолеты: Sukhoi Superjet 100, Ту-334 и Ан-148 - не для того создается новый национальный перевозчик, чтобы обеспечивать заказами западные фирмы. Тем не менее, всякое может случиться, поэтому и о них не стоит забывать. Ведь узкофюзеляжными являются и Airbus A320 – самый массовый европейский реактивный самолет, и Boeing 737 – самый популярный реактивный лайнер в мире. В компании Boeing, кстати, уже заявили, что готовы участвовать в конкурсе "Росавиа".
Интересно, будет ли "Росавиа" в ближайшее время размещать заказ и на широкофюзеляжные лайнеры. Сейчас, по подсчетам Чемезова, на балансе авиакомпаний, которые должны войти в альянс, 200 различных самолетов. Но большую часть из них необходимо списать – они уже сильно устарели и не переживут следующее десятилетие.
Во второй день МАКСа состоялось подписание еще нескольких контрактов. Упомянем лишь самые значительные и интересные.
Например, лизинговая компания "Ильюшин Финанс" договорилась с "Владивосток Авиа" о поставке в лизинг четырех Ан-148-100 с опционом еще на два таких же лайнера. 20 августа "Ильюшин Финанс" заключит еще одну сделку - с "Саратовскими авиалиниями". Сколько самолетов будет поставлено этому перевозчику, неизвестно. Не стоит забывать и о давно объявленном контракте с "Атлант-Союзом": еще на авиасалоне в Ле Бурже было анонсировано, что на МАКСе одобрят соглашение о поставках 30 региональных Ан-148 и 15 среднемагистральных Ту-204СМ.
Не оказался день пустым и для "Аэрофлота" – крупнейший российский перевозчик стал официальной авиакомпанией Олимпиады 2014 года в Сочи. Сумма спонсорского контракта пока не разглашается, но ясно, что она составит не один миллион долларов.
Подводя итоги второго дня, можно сказать, что по сравнению с днем открытия МАКС "ожил". Если в первый день его посетили только восемь тысяч человек, то во второй день гостей авиасалона было гораздо больше (правда, точных данных пока нет). 19 августа стало главным бизнес-днем МАКСа – 20 августа деловая активность пойдет на спад, а 21 августа исчезнет совсем: именно с пятницы вход на авиасалон будет доступен для всех желающих.
P.S. В этой статье мы специально не стали упоминать о военных контрактах, заключенных во второй день работы МАКСа. Они будут анализироваться в отдельной заметке, которая выйдет по окончании деловой части авиасалона.