Бывший СССР
23:00, 20 августа 2009

Призрак Веселого Роджера Абхазия пригрозила Грузии пиратством

Отношения Грузии и Абхазии отмечены еще одним скандалом. Поводом для того, чтобы в очередной раз выяснить отношения, стало задержание грузинской береговой охраной судна, которое шло в Абхазию с грузом ГСМ. Ранее подобное уже случалось, и ответная реакция Сухуми, в общем, не шла дальше обвинений Грузии в "пиратстве".

На этот раз абхазские власти, видимо, раздраженные слухами о дефиците топлива и сообщениями о росте цен на бензин, перешли от обвинений к угрозам. Президент республики Сергей Багапш пригрозил Грузии "пропорциональным ответом", а глава МИДа Сергей Шамба уточнил, что "мы можем задерживать суда, идущие в Грузию". Министр сделал оговорку, что Абхазия вообще-то "не хотела поощрять на Черном море пиратство", каковым, по его мнению, занимается Грузия. Но в сложившейся ситуации республика, по словам Шамбы, намерена "действовать так, как считает нужным, чтобы в дальнейшем защитить свои грузы".

Задержания иностранных судов у берегов Грузии, в общем, не редкость. Скорее даже наоборот. По грузинскому законодательству, побережье и порты Абхазии (которую в Тбилиси по-прежнему считают грузинской территорией, хоть и неподконтрольной грузинским властям) объявлены закрытой зоной для международного плавания. Нарушителей, следующих в Абхазию или возвращающихся оттуда, пограничники перехватывают по пути.

В большинстве случаев дело заканчивается выплатой крупного штрафа "за нарушение правил судоходства". После этого судно и команду отпускают. Некоторым судовладельцам в подобной ситуации повезло меньше: их собственность была конфискована грузинскими властями, а затем продана с аукциона.

Танкер Buket (сообщается, что это турецкое судно, следовавшее под флагом Панамы) был задержан грузинской береговой охраной 17 августа. Судно шло из Турции в Абхазию с грузом горючего (две тысячи тонн бензина и 700 тонн дизельного топлива). Экипаж состоял из граждан Турции (13 человек) и четверых азербайджанцев.

В Абхазии утверждают, что судно было задержано "в нейтральных водах". В Грузии, со своей стороны, заявляют, что Buket задержали "в грузинских территориальных водах".

Команду обвинили в "многократном нарушении государственной морской границы Грузии и нарушении правил судоходства на оккупированных территориях" (Абхазия, напомним, по грузинским законам является "грузинской территорией, оккупированной российскими войсками"). Уже на следующий день суд города Поти вынес решение: команду оштрафовать на 66 тысяч лари (около 40 тысяч долларов), а сам танкер - конфисковать и продать с аукциона. Капитан танкера (гражданин Турции) был арестован, остальной команде разрешили остаться на судне, пока идет разбирательство.

Buket стал уже третьим турецким танкером, задержанным по пути в Абхазию за последние полгода. С его предшественниками (Densa Demet и Karagal), по информации "Коммерсанта", грузинские власти поступили так же. Команды были оштрафованы, а сами суда - конфискованы. Решение о конфискации Densa Demet, кстати, как сообщили грузинские СМИ, было принято "районным судом Гудауты и городским судом Гагры, действующими в изгнании". Районный суд в изгнании - это, конечно, сильно.

Кстати, Турция, граждане которой находились, в частности на танкере Buket, особых претензий к Грузии не выдвигала. И, как полагают в Сухуми, не выдвинет. "Турецкие власти ничего открыто не заявляют по поводу задержанного судна, потому что Турция поддерживает Грузию, будучи членом НАТО", - считает Шамба. Неофициально Турция установила с Абхазией экономические контакты, но дальше этого дело не идет. Помимо прочего, она борется с сепаратистскими настроениями на собственной территории (среди курдского населения), так что не может прямо упрекнуть Грузию в том, что та заботится о выполнении собственных законов, декларирующих ее (Грузии) территориальную целостность и определяющих границы.

Претензий к Тбилиси, кстати, не выдвигал и Азербайджан. Посол республики в Грузии Намик Алиев заявил 19 августа, что у задержанных азербайджанцев (из команды танкера) "нет проблем". Дипломат подчеркнул, что "ответственность за нарушение государственной границы лежит на капитане судна", и выразил надежду, что его (посла) соотечественники вскоре будут отпущены.

В борьбе за бензин

Острее всех на информацию о задержании танкера отреагировала Абхазия. И для этого есть основания. Если перехваченный грузинскими пограничниками Densa Demet, к примеру, успел доставить в республику топливо (около тысячи тонн бензина), то Buket был задержан вместе с грузом. В котором республика довольно сильно нуждалась.

После того как Buket в Сухуми не пришел, министру экономики Абхазии Кристине Озган пришлось успокаивать население заявлениями о том, что дефицит топлива республике не грозит, а подорожание бензина - всего лишь слухи. Представительница правительства заявила 18 августа, что запасов бензина в стране (около тысячи тонн) на ближайшее время хватит. А в течение нескольких дней, по ее словам, поступят еще 500 тонн от "Роснефти" (с которой абхазская сторона в срочном порядке договаривается о поставках).

Между тем "Кавказский узел" сообщил в тот же день, 18 августа, что бензин в Абхазии все-таки подорожал. На заправках выстроились очереди. На некоторых АЗС цена за литр горючего выросла на три рубля (а кое-где, по информации агентства, и на шесть рублей). Литр 95-го бензина, к примеру, в некоторых местах стоил 27,5 рубля (при том, что предельная розничная цена на этот вид топлива, разрешенная правительством, составляла 23 рубля).

Комментируя ситуацию, Озган пообещала, что правительство "примет все меры для снятия напряженности, возникшей в республике из-за сбоев при поставках топлива". С теми, кто завысил цены, по информации "Кавказского узла", будут теперь разбираться сотрудники отдела МВД по борьбе с экономическими преступлениями.

Вообще-то, имея общую границу с Россией, Абхазия могла бы получать все необходимое оттуда (включая и бензин). Однако, как отмечали в госкомпании "Абхазтоп", доставлять топливо из Турции все же выгоднее. Расплачиваться за выгоду приходится судовладельцам, которые рискуют лишиться своего танкера, если он попадется на глаза грузинским пограничникам.

Корабль ВМС Абхазии в порту Сухуми. Фото AFP.
Lenta.ru

Между тем, пообещав дать "пропорциональный ответ" на действия Тбилиси на море, Сухуми, пожалуй, перегнул палку. Грузия, по крайней мере, имеет формальные основания для задержания судов, нарушивших грузинское законодательство. А на каком основании абхазские корабли собираются задерживать суда, идущие в Грузию? Шамба заявляет, что прецеденты такого рода уже были во время войны. Сейчас войны нет. И закона о каперстве (или рейдерстве), который мог бы оправдать захват судов, направляющихся во "вражеское государство", - тоже.

Но дело не только в этом. Если Абхазия решит захватывать суда по примеру Грузии, то рассчитывать на понимание международного сообщества (в отличие от Тбилиси) не сможет. Пока, по крайней мере, мир не признает независимость этой республики и необходимость соблюдать действующие там законы. А до тех пор обвинения в пиратстве международное сообщество, скорее, адресует именно Абхазии, а не Грузии. Впрочем, до операций по освобождению судов от абхазских моряков - вроде тех, что проводятся у берегов Сомали, - дело вряд ли дойдет. Ведь на защиту Абхазии в случае необходимости встанет Черноморский флот РФ. И власти республики, угрожая Грузии и тем, кто доставляет ей грузы, "пропорциональным ответом", разумеется, учитывают этот факт.

P.S. А вот понимают ли это в Тбилиси, сказать сложно. Грузинские власти, похоже, не желают видеть препятствий для реализации своего права (грузинские законы действительно дают им такое право) преследовать нарушителей, которые обеспечивают топливом "сепаратистов". Напротив, глава временной парламентской комиссии по восстановлению территориальной целостности Шота Малашхия обещает, что "любой корабль, нарушивший морскую акваторию Грузии, будет задержан". "Наши физические возможности в определенной степени ограничены, но они будут расти с каждым днем, и число задержаний будет почти стопроцентным", - с энтузиазмом заявил депутат.

При таком отношении риски, связанные с задержанием следующих в Абхазию иностранных судов, отходят на второй план. А к ним, возможно, стоило бы отнестись серьезнее. Чего стоит хотя бы опасность испортить отношения с дружественной в общем Турцией, конфискуя ее суда. Или нарваться на очередной серьезный конфликт с Абхазией и поддерживающей ее Россией. Конфликт, в котором "физических возможностей" по борьбе с сепаратистами окажется явно недостаточно. И "районный суд Гудауты в изгнании" тогда уже не поможет.

< Назад в рубрику