Мир
21:24, 21 августа 2009

Надежда на чудо На Саяно-Шушенской ГЭС продолжается поиск пропавших без вести людей

Аварийно-спасательные работы на Саяно-Шушенской ГЭС продолжаются всю неделю. Сотрудники МЧС и энергетики - всего около двух тысяч человек - разбирают завалы, образовавшиеся в результате сильнейшей аварии, сотрясшей сначала машинный зал ГЭС, а затем и всю страну. С момента катастрофы прошло уже пять дней, но специалисты не теряют надежду найти живых людей, которые, быть может, чудом спаслись в хитросплетениях технических сооружений ГЭС. Между тем вероятность того, что из названия операции исчезнет слово "спасательная", растет с каждым часом.

Список пропавших без вести работников Саяно-Шушенской гидроэлектростанции медленно, но неуклонно пустел начиная со среды. Одновременно росло число погибших в результате аварии: понедельник-вторник - 11 человек, среда - 14, четверг - 17, пятница - 30. Все еще неизвестна судьба около полусотни пропавших, но найти их под грудами металлоконструкций, арматуры, стекла и бетона в затопленных помещениях ГЭС непросто даже знаменитым на весь мир спасателям МЧС России.

Но надежда на чудо все-таки есть. На днях СМИ стремительно облетела история работников станции Александра Подкопаева, Валентины Гулиной и еще нескольких человек, которые несмотря ни на что спаслись даже тогда, когда на спасение почти не было шансов. Подкопаев, к примеру, в момент прорыва турбины находился в мастерской, оказавшейся полностью затопленной. Как рассказывали потом "Комсомольской правде" его коллеги, он умудрился забраться в вентиляционную трубу и провел в ледяной воде по горло 15 часов. По словам сотрудников больницы, на вопрос, что он все это время делал, сибиряк отвечал: "Да ничего. Сидел и ждал, когда спасут. Еще палкой по трубе бил, чтобы услышали".

Случай с Валентиной Гулиной тоже по-своему уникален. Она была наверху, в самом машинном зале, который затопило почти сразу. Волна потянула ее в Енисей, температура воды в котором сейчас не превышает 10 градусов по Цельсию. "Я ведь плавать в жизни не умела, даже тонула пару раз. Но когда я оказалась в ледяной воде - поплыла", - приводит "КП" слова Гулиной. По данным издания, таких как она, смытых в Енисей, было несколько человек - некоторых даже отнесло на несколько километров по течению.

Операция по спасению людей уже вызвала скандал, который начался в блогах, продолжился в газетах и привел к возбуждению уголовного дела. Дело в том, что не только блогеры, но и правоохранительные органы не смогли пройти мимо появившегося в ночь с 18 на 19 августа сообщения в ЖЖ хакасского журналиста Михаила Афанасьева насчет "стуков по бетону". Сперва у Афанасьева изъяли ключи от квартиры, мобильный телефон и системный блок, а затем возбудили против него уголовное дело по статье "хулиганство".

По мнению местной прокуратуры, он обладал достоверной информацией о том, что на ГЭС идут спасательные работы, но тем не менее распространил "заведомо ложные сведения, порочащие честь, достоинство и подрывающие деловую репутацию" руководства Хакасии и ГЭС.

Об Афанасьеве - не называя его фамилии - чуть раньше говорил министр чрезвычайных ситуаций Сергей Шойгу, вспыливший в интервью "Российской газете" на вопросе о слухах и домыслах непрофессионалов. Гнев министра вполне понятен - дилетантские предложения сеют панику и провоцируют людей на необдуманные действия, а уж про состояние родственников пропавших без вести и говорить нечего. Тем не менее, уголовное дело - это, пожалуй, чересчур, ведь не вина Афанасьева в том, что его запись в блоге оказалась столь популярной. Хаотичная подача официальной информации, неспособность чиновников наладить четкую работу со СМИ и населением - вот главная причина произошедшего.

От властей можно было ожидать более адекватной реакции, тем более, что они уже продемонстрировали способность не замечать откровенный медиа-бред. Такой, как подписанные боевиками Доку Умарова сообщения, появившиеся сначала на сайте чеченских экстремистов, а затем процитированные ведущими российскими и мировыми СМИ. В них утверждалось, что авария на Саяно-Шушенской ГЭС якобы произошла в результате диверсии - то ли станцию взорвали противотанковой гранатой, то ли человек, названный "наш брат Ибрагим", внедрился в ряды работников и сделал все при помощи обычных инструментов.

В Кремле на этот раз отреагировали быстро: "Идиотские версии не комментируем".

Кроме того, на неделе официальные лица отказались комментировать версии о причинах аварии. За пять дней в качестве версий назывался то гидроудар, то взрыв трансформатора, то усталость металла - да что только не предполагали чиновники и эксперты. Известно одно - с гидроагрегата номер два столбом воды сорвало крышку, после чего по машинному залу пронеслось разрушительное цунами. Но почему это произошло - вопрос, на который пока нет ответа.

Владимир Путин (слева) на Саяно-Шушенской ГЭС. Фото с сайта premier.gov.ru
Lenta.ru

Шойгу, уставший спорить с журналистами о причинах аварии, попросил чиновников не выдумывать и не озвучивать свои версии. По его словам, выводы можно будет делать не раньше, чем закончит работу специальная комиссия по расследованию катастрофы. После этого поток сообщений с версиями действительно снизился - Шойгу послушались не только его подчиненные, но и коллеги-министры. Глава Минэнерго Сергей Шматко, например, заявил, что еще рано выдвигать какие-либо версии о причинах аварии. "Это самая масштабная и непонятная авария в мире. Вес сорванной крышки турбины составляет 800 тонн, и мы не понимаем природу этого явления", - сказал он.

Для энергетиков авария на крупнейшей в России ГЭС надолго останется головной болью. Помимо собственно восстановления ГЭС, ее владельцу "Русгидро" предстоит выплатить по 1 миллиону рублей семьям погибших и пропавших без вести. Кроме того, миллион рублей выделит федеральный центр, который также займется финансовым обеспечением несовершеннолетних детей жертв катастрофы.

На том, чтобы в "Русгидро" уравняли выплаты семьям погибших и пропавших без вести, настоял премьер-министр РФ Владимир Путин. Он прилетел в Абакан утром 21 августа и направился из аэропорта прямиком на ГЭС. Осмотрев место ЧП, премьер провел совещание, в ходе которого и попросил энергокомпанию не делать различия между двумя этими категориями работников станции.

Кроме того, Путин поручил подготовить постановление о введении госрегулирования на энергорынке России сроком до года. Он пояснил, что госрегулирование цен может вводиться при временном дефиците энергоснабжения и форс-мажорных ситуациях. В качестве одной из мер по недопущению энергокризиса премьер призвал ускорить строительство Богучанской ГЭС на реке Ангара в Красноярском крае.

Пока Путин проводил совещание, на ГЭС продолжали работать спасатели. Начав 19 августа откачку воды из затопленного машинного зала, они должны завершить эту операцию к вечеру 21 августа. К этому же времени на помощь специалистам МЧС должны придти новые силы, что доведет численность спасательной операции до 2,5 тысячи человек.

По данным РИА Новости, свою готовность помочь с восстановлением Саяно-Шушенской ГЭС уже выразили московские коммунальные службы. Но о восстановлении станции пока говорят лишь как о чем-то далеком. Главное сейчас - до конца выяснить судьбу всех людей, сгинувших в недрах гигантского сооружения.

< Назад в рубрику