Можно по-разному оценивать закрывшийся 23 августа авиасалон МАКС-2009 в Жуковском, но ясно одно: он получился запоминающимся. О только что закончившемся МАКСе будут говорить еще по крайней мере два года - до нового авиасалона, который состоится в 2011 году. Подводя итоги выставки, "Лента.Ру" представляет рейтинг самых интересных событий МАКС-2009.
На авиасалоне в Жуковском российские военные ведомства объявили, что планируют возобновить производство самолетов Ан-124-100 "Руслан" на заводе в Ульяновске. Это решение ничем бы не отличалось от аналогичных заявлений 2005-2008 годов, если бы не конкретные факты, которые позволяют надеяться, что производство самолетов действительно будет возобновлено.
Ан-124 - одна из многих жертв распада Советского cоюза. Этот самолет проектировался еще в 1970-1980-х годах (первый полет транспортника совершен в 1982 году). Ни шатко ни валко самолет производился до середины 1990-х годов, после чего его объявили бесперспективным. Тем не менее, потребность в транспортниках у российской, прежде всего военной, авиации есть - поэтому производство "Русланов" должно было рано или поздно возобновиться.
Произойдет это, видимо, все-таки поздно, но самое главное, что произойдет вообще. Разработка самолетов будет производиться совместно с украинскими предприятиями и АНТК имени Антонова и потребует значительных вложений. Тем не менее, по словам главы Объединенной авиастроительной корпорации Алексея Федорова, "Руслан" встанет на поток, если стартовым заказчиком транспортника выступит государство.
Кроме того, на МАКСе договорились и о технических требованиях к "Руслану". Грузоподъемность его должна увеличиться со 130 до 150 тонн, а дальность полета при максимальной нагрузке - до четырех тысяч километров. Для сравнения, грузовой Ил-96-400 может поднимать на борт 58 тонн груза и летать при максимальной нагрузке на расстояние до 10 тысяч километров.
Прогресс в российско-украинских авиационных отношениях был заметен и по другим соглашениям МАКСа. Например, Россия и Украина подписали протокол о возобновлении работ над транспортником Ан-70 - ранее российские чиновники отказались от инвестиций в этот среднемагистральный самолет из-за его высокой стоимости.
Создание российского истребителя пятого поколения окутано всевозможными тайнами. Какого же было удивление участников авиасалона, когда изображение одной из проекций самолета под условным названием ПАК ФА (или Т-50) было помещено на значке, который распространялся в ходе работы МАКС-2009.
Из этого изображения следует, что истребитель будет монопланом с широко разнесенными двигателями и двумя килями, сильно отклоненными от продольной оси. Внешне изображение напоминает проект истребителя YF-23, который ранее отвергли ВВС США в пользу F-22.
Впрочем, в "Сухом" уже заявили, что считают значок дешевой китайской подделкой. Насколько она близка к оригиналу, возможно, станет известно уже совсем скоро: на МАКСе объявили, что ВВС России уже приступили к испытаниям второго образца истребителя. Ранее предполагалось, что испытания начнутся только в конце года.
Главной новинкой авиасалона в Жуковском был гражданский ближнемагистральный лайнер Sukhoi Superjet 100. "Сухой" уже показал его во французском Ле Бурже, но россиянам самая разрекламированная новинка отечественного авиастроения еще не демонстрировалась.
Superjet выполнял демонстрационные полеты каждый день авиасалона. Кроме того, во время бизнес-дней он стоял и на статической экспозиции - в него можно было даже заглянуть.
На фоне этого радостного события случилось одно безрадостное: сроки поставок Sukhoi Superjet 100 были вновь перенесены: на этот раз на начало 2010 года. Разработчики, таким образом, опоздали с лайнером уже более чем на год, но не отчаиваются - в "Сухом" надеются, что к концу года у них будет уже 150 твердых заказов на самолет, а всего предполагается выпустить около тысячи таких машин.
В рамках авиасалона был подписан контракт на поставку двух Superjet региональной авиакомпании "Якутия". До авиасалона в "Сухом" утверждали, что, скорее всего, не продадут ни одного ближнемагистрального лайнера в течение всего МАКСа.
В условиях кризиса гражданская авиатехника продается плохо. Этот нехитрый тезис в очередной раз подтвердил МАКС-2009. За все время проведения авиасалона российские авиакомпании ни разу не объявили о покупке новых Airbus или Boeing. Что касается лайнеров отечественного производства, то на МАКСе подписывались контракты, о которых уже было объявлено ранее.
Так, лизинговая компания "Ильюшин Финанс" договорилась с "Атлант-Союзом" о поставке 30 региональных самолетов Ан-148 и 15 среднемагистральных Ту-204СМ. Контракт оценивается в 1,2 миллиарда долларов. Соглашение о намерениях стороны подписали еще в Ле Бурже.
На общем фоне выделяется объявление "Ростехнологий", которые на авиасалоне доказали критикам, что создаваемый ими альянс "Росавиа" будет существовать. Во всяком случае, компания собирается закупить у российских или иностранных производителей до 65 узкофюзеляжных самолетов (50 твердым заказом и на 15 - опцион). Заинтересовавшиеся производители должны подать заявки до 17 октября, а к концу года уже должен быть подписан твердый контракт. Сделка может стать одной из самых масштабных в отрасли за последние годы, ведь один узкофюзеляжный самолет стоит 35-40 миллионов долларов.
Проведение МАКСов привлекает внимание не только сотен тысяч простых россиян. Традиционно на авиасалон приезжает Владимир Путин, чтобы сообщить российским авиастроителям какие-нибудь приятные известия (в основном касающиеся государственной поддержки авиапрома).
Однако на этот раз премьер-министр раскритиковал отечественных производителей самолетов. По его словам, "Объединенная авиастроительная корпорация" накопила долгов на 120 миллиардов рублей, из которых больше половины не обеспечены выручкой или прибылью. Как справиться с долгами, Путин не рассказал, отметив только, что антикризисный план авиастроителям следует подготовить за полтора месяца.
Не понравились премьер-министру и контракты ОАК. В частности, оказалось, что многие из них приносят одни убытки.
Несмотря на критику, никаких административных выводов не последовало: ОАК осталась точно такой же структурой, как и была.
Организаторы МАКС-2009 подготовили одну из самых красочных программ демонстрационных полетов. В силу разных причин (см. пункты 1 и 2) пилотажные группы не смогли показать все свое мастерство. И тем не менее, зрители МАКСа наверняка запомнят и российские, и западные пилотажные группы.
Из европейцев на МАКС были приглашены итальянские Frecce Tricolori и французские Patrouille de France. Они показали, что значит устраивать шоу даже при плохой погоде: во время их выступлений играла специально выбранная музыка, во время разворотов основной пилотажной группы зрителей развлекал "солист", делающий не сложные, но забавные трюки.
Ну и конечно, французы с итальянцами остались непревзойденными по "дымам": именно они раскрашивали небо над МАКСом в цвета итальянского и французского флагов. Последний, впрочем, легко превращался в российский.
Российские пилотажные группы также были представлены на МАКСе: в Жуковском выступили и "Соколы России", и "Стрижи", и многострадальные "Русские витязи".
МАКС-2009 - первый авиасалон в Жуковском за последнее время, после которого можно найти добрые слова для организаторов. Пусть обустройство выставки еще оставляет желать лучшего, прогресс по сравнению с МАКС-2007 налицо.
В частности, организаторы построили несколько новых павильонов, выделили для ресторанов один угол авиасалона, сделали новые, не протекающие туалеты. Но, главное, конечно, не туалеты, а организация прохода на авиасалон и налаживание доставки из Москвы и в Москву.
По первому дню казалось, что все будет так же, как и в предыдущие годы: бессмысленная давка и очереди за всем. Но, как выяснилось, это было связано не с просчетами организаторов, а с приездом Владимира Путина: его визит изрядно потрепал нервы правоохранительным органам.
В остальном же все было удивительно пристойно: электрички отправлялись по расписанию, автобусов до авиасалона было много. Многочасовых очередей на проходной почти не было - разве что в какие-то особо напряженные моменты. Пробки на выезде из авиасалона все же были - ну да они в Подмосковье есть каждые выходные.
В условиях кризиса главным заказчиком авиационной техники стало государство, а конкретно - Министерство обороны. "Лента.Ру" поставила военные контракты так высоко в своем рейтинге благодаря одному из подписанных документов: контракту на 64 истребителя Су. По условиям соглашения, в российских ВВС до 2015 года появятся 48 Су-35С, до 2011-го - двенадцать Су-27СМ, а до конца 2011-го - четыре Су-30М2.
Этот контракт стал крупнейшим на МАКСе, а с учетом дополнительного вооружения может стать и одним из самых больших в мире за весь год.
По данным организаторов, в целом на МАКСе были заключены контракты на 10 миллиардов долларов. Это намного больше, чем два года назад (около трех миллиардов) и четыре года назад (около пяти миллиардов). Тем не менее, к данной цифре нужно относиться с известной долей скепсиса. Во-первых, по большинству контрактов государство что-то закупает у государства же, а значит, каталожные цены могут значительно отличаться от реальных. Во-вторых, в цифру 10 миллиардов вошли как твердые контракты, так и всевозможные соглашения о намерениях и даже объявления о будущих конкурсах.
Главным недостатком МАКС-2009 стала погода. Из-за низких облаков пилотажные группы не смогли показать все, на что они способны, ни 21 августа (в первый день выставки, когда она была открыта для посетителей), ни 23 августа (в день закрытия). Говорят, что самым удачным получился день 22 августа, когда авиасалон посетило наибольшее количество зрителей.
Кроме низких облаков, многим посетителям МАКСа досаждал и холод. Обычно на авиасалоне стоит нестерпимая жара, но в этот раз осень пришла как-то слишком рано. В итоге многим посетителям пришлось отменить долгожданные пикники на МАКСе или хотя бы значительно сократить их длительность. Потому что сидеть на летном поле, пить пиво и жевать бутерброды на протяжении нескольких часов могли позволить себе только самые стойкие или самые одетые: среди зрителей МАКСа были те, кто пришел на авиасалон в вязаных шапках и даже пуховиках.
Ну а главное событие МАКСа - это, конечно, авиакатастрофа, случившаяся еще до официального открытия авиасалона. В рамках тренировочных полетов столкнулись два "Русских витязя". Три пилота, находившиеся в кабинах катапультировались, но выжить сумели только двое. Командир "Русских витязей" Игорь Ткаченко погиб - его парашют загорелся в воздухе.
В результате МАКС-2009 открылся минутой молчания, а полеты "Русских витязей" были отменены. Тем не менее, пилоты все же нашли в себе силы почтить память своего командира и 23 августа пролетели над Жуковским, закрыв авиасалон. Никаких фигур высшего пилотажа они не выполняли, но зрители все равно аплодировали "Русским витязям" громче, чем кому-либо еще.
Авиакатастрофа, между тем, обнаружила всю опасность проведения подобных авиасалонов вблизи населенных пунктов. В результате падения двух самолетов сгорели три дома, несколько человек получили ожоги различной степени тяжести, одна женщина погибла. Московские власти пообещали выплатить пострадавшим по 50 тысяч рублей - но вряд ли те будут довольны столь маленькими компенсациями.
В целом, если бы не случившееся с "Русскими витязями", МАКС-2009 прошел бы на удивление спокойно, тихо и красочно - так, как и должны проходить авиасалоны. Однако из-за авиакатастрофы этот МАКС навсегда останется печальной страницей в истории российской авиации.
P.S. Автор статьи выражает признательность всем, кто откликнулся на просьбу поделиться своими впечатлениями о МАКСе, и тем самым помог в составлении этого рейтинга.