Мир
22:08, 25 августа 2009

Куда уходят деньги Немецкие политики обвиняют друг друга в растрате бюджетных средств

В ФРГ избирательная кампания накануне предстоящих 27 сентября выборов в Бундестаг проходит спокойно, без каких-либо осложнений. Настолько спокойно, что, по данным соцопросов, 48 процентов немцев толком не знают, когда в стране выборы. Партийные программы, как установили лингвисты, написаны таким сложным языком, что могут быть приравнены к кандидатской диссертации и, как следствие, не могут служить предметом обсуждения. Острых политических дискуссий тоже пока не наблюдается.

На этом фоне политическая борьба ведется другими способами, более доступными пониманию разморенного жарой избирателя и более эффективными. Речь, разумеется, идет о деньгах. Точнее, о нецелевом расходовании этих денег. В отсутствие центральной темы предвыборной кампании немецкие политики попеременно обвиняют друг друга в разбазаривании бюджетных средств. За подозрениями и разоблачениями следуют опровержения, разъяснения и ответные выпады. Вполне достаточно, чтобы занять передние полосы газет на период затянувшейся летней паузы.

Вечеринка в Ведомстве канцлера

Под подозрение попала даже Ангела Меркель: якобы она устроила частную вечеринку в здании Ведомства федерального канцлера в Берлине и при этом оплатила расходы за счет налогоплательщиков. Речь идет о праздновании дня рождения главы Deutsche-Bank Йозефа Акерманна (Josef Ackermann), которому в апреле 2008 года исполнилось 60 лет. Сам Акерманн в документальном телефильме "Канцлер Меркель", показанном по ZDF, заявил буквально следующее: "Она (Меркель) сказала мне, что хотела бы для меня что-нибудь сделать и что я могу пригласить человек тридцать из Германии и других стран на ужин в Ведомство канцлера. Должен вам сказать, это был замечательный вечер".

Несомненно, это была еще и замечательная возможность для политических оппонентов наконец-то ужалить Ангелу Меркель, которая, по общему признанию, выбрала тактику "спящей" избирательной кампании. Сохраняя добродушный вид, уверенная в победе, которую предсказывают многочисленные опросы, Меркель не форсирует события, не суетится и предпочитает не вступать в бурную перепалку с политическими соперниками. Их такая манера, разумеется, бесит. Неудивительно поэтому, что левые, зеленые и социал-демократы дружно ухватились за длинный язык банкира Акерманна и как следует за него подергали.

Ангела Меркель и Йозеф Акерманн. Фото AFP
Lenta.ru

Председатель фракции "Зеленых" Рената Кюнаст заявила, что "канцлер не может предлагать кому-либо отпраздновать день рождения с хорошим вином и едой за счет налогоплательщиков". А эксперт по бюджетным расходам из социал-демократической партии Йоганнес Карс отметил, что Ведомство канцлера не является местом для вечеринок. Представитель партии "Левые" Гезина Летш (Gesine Loetzsch) обратилась в комитет Бундестага по бюджету с требованием разобраться в ситуации и добиться от Ведомства канцлера подробных разъяснений, отметив, что постараться сделать так, чтобы "госпожа Меркель заплатила за эту частную вечеринку из своего кармана".

В канцелярии Меркель на выдвинутые обвинения ответили весьма обтекаемо. Там заявили, что праздник в Ведомстве канцлера точно был, однако ни о каком праздновании дня рождения Йозефа Акерманна речи не шло: Ангела Меркель якобы просто использовала юбилей банкира как повод организовать у себя в рабочей резиденции ужин с представителями деловых кругов. При этом ранее в окружении Меркель отметили, что только на оплату услуг официантов ушло 2100 евро, а стоимость кушаний вообще не разглашается. Заседание комиссии Бундестага по бюджету, которая должна во всем разобраться, пройдет в среду, 25 августа. Впрочем, уже сейчас многие отмечают, что доказать частный характер празднества не представляется возможным.

Оплата законодателей-аутсорсеров

Пожалуй, самым популярным политиком в Германии на сегодняшний день является министр экономики Карл-Теодор цу Гуттенберг. Он и молод, и красив, и умен, и преуспевает в делах. Многочисленные опросы называют его самым-самым: самым сексуальным политиком в глазах немецких женщин, самым стильно одевающимся министром и так далее. Однако остаться безупречным во всем не удалось даже ему. В середине августа цу Гуттенберг оказался в центре весьма неприятного скандала, связанного с растратой бюджетных средств на юристов-аутсорсеров. При этом выяснилось, что специалисты со стороны не просто выполняли ведомственный заказ, а якобы целиком писали законы, которые в принципе должно разрабатывать министерство экономики с цу Гуттенбергом во главе.

Карл-Теодор цу Гуттенберг. Фото AFP
Lenta.ru

Непосредственной причиной для скандала послужил проект закона о введении принудительного государственного управления (но без огосударствления) для банков, которым грозит банкротство, с целью их санации. Для разработки законопроекта министерством экономики были привлечены независимые эксперты из адвокатского бюро Linklaters. Само по себе это не является предосудительным, однако в данном случае все оказалось сложней. На каждой странице проекта закона, который цу Гуттенберг от своего имени разослал коллегам по кабинету министров, стоял штамп адвокатского бюро Linklaters. Оплошность имела далеко идущие последствия.

Министр юстиции Бриггита Цюприс (Brigitte Zypries) (СПДГ) назвала действия цу Гуттнеберга необоснованной тратой денег налогоплательщиков, отметив, что не понимает, зачем нанимать целую адвокатскую контору и оплачивает ее далеко не самые дешевые услуги, когда в министерстве экономики должны быть свои специалисты. Председатель комитета Бундестага по бюджету Отто Фрике (СвДП) потребовал провести внеочередное собрание, чтобы выяснить, какое влияние платные советники со стороны оказывают на принятие решений правительства. Представитель "Левых" Вольфганг Нешкович (Wolfgang Neskovic) заявил о настоящей "приватизации законодательной деятельности".

Социал-демократы попытались пойти еще дальше и принялись ковать железо пока горячо, намекнув, что в Ведомстве канцлера служит один из дальних родственников супруги Карла-Теодора цу Гуттенберга, и наверняка неспроста. Однако должного резонанса это разоблачение не получило. В целом, скандал вокруг цу Гуттенберга поднял весьма щекотливый вопрос о расходах правительства на консультантов и аутсорсеров. Оказалось, что с 2006 по 2009 годы на оплату их услуг при разработке 17 законов и постановлений было потрачено около 2,5 миллиона евро.

В отпуск на служебной машине

А началась волна разоблачений с министра здравоохранения Уллы Шмидт (Ulla Schmidt), у которой в конце июля на испанском курорте Аликанте украли служебный автомобиль. Именно тогда и открылось, что, отправившись на отдых за тысячу километров от дома, министр прихватила с собой и служебный "Мерседес" S-класса, и личного шофера. В принципе, это не запрещено, политики могут пользоваться служебными машинами в частных целях, главное - чтобы при этом уплачивался соответствующий налог. Однако благодаря усилиям политических соперников Шмидт из правого лагеря дело приобрело широкий резонанс. Министра обвинили в том, что она наездила на 9400 бюджетных евро. Поговаривали об отставке. Кандидат от социал-демократов на пост канцлера, действующий министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер даже повременил с тем, чтобы включить Шмидт в свою предвыборную команду, до тех пор пока она не развеет всех подозрений.

Улла Шмидт. Фото AFP
Lenta.ru

Шмидт удалось оправдаться перед бюджетной комиссией Бундестага. Однако ее продолжают преследовать новые "разоблачения". Якобы, находясь на посту министра, она покровительствовала знакомой художнице Ренате Мюллер-Дрезен (Renate Mueller-Drehsen) и приобрела у нее для своего рабочего кабинета картину, уплатив 3555 евро из бюджета. С Мюллер-Дрезен они давние подруги, и министр Шмидт регулярно останавливается в доме художницы в Аликанте. А уже в конце августа журналисты Bild am Sonntag раскопали, что Улла Шмидт как-то раз воспользовалась самолетом бундесвера, и только лишь для того, чтобы пролететь 95 километров из аэропорта Кельн-Бонн в Маастрихт. Перелет длился 20 минут и стоил казне 2000 евро. А вот поездка на служебной машине заняла бы всего на 20 минут дольше, а обошлась бы дешевле.

Некоторые немецкие СМИ высказывают предположения, что Франк-Вальтер Штайнмайер уже пожалел, что взял Уллу Шмидт в своей предвыборный штаб - по крайней мере, он избегает показываться перед телекамерами вместе с ней. Если это так, то совершенно зря. Потому что от провокационных обвинений и малообоснованных подозрений в разбазаривании бюджетных средств все равно не убережешься. И чем ближе дата выборов, тем этих подозрений будет больше. Мало кто удержится, чтобы не использовать такое мощное оружие против своих политических оппонентов. Порой достаточно просто пустить слух. В этой связи даже не скажешь, кого больше жалко - политиков или избирателей, за голоса которых они борются столь хитроумным способом.

Алексей Демьянов

< Назад в рубрику