Россия
20:57, 3 сентября 2009

Рыбок жалко Сочинский океанариум поссорился с таможенниками

Гибель нескольких тысяч экзотических рыб на сочинской таможне не оставила равнодушными ни их владельцев, которые подали иск о возмещении ущерба, ни таможенников, которые готовятся защищать в суде свои честь и достоинство, ни блогеров, которым просто жалко рыбок. Участники обсуждения этой печальной истории оперируют такими понятиями, как "бюрократический произвол", "права животных" и, конечно же, "имидж России".

В 8:30 утра 29 августа в аэропорт Сочи прибыл скоропортящийся груз из Китая - почти 5 тысяч экзотических рыб. Как пишет "Время новостей", там были как маленькие коралловые рыбки, так и достаточно крупные акулы. Рыбок выловили в Китае еще два месяца назад и адаптировали к жизни в неволе. Привезли живность грузовым чартерным рейсом самолета Ту-204. Предполагалось, что после краткой процедуры таможенного оформления (специалисты рассчитывали уложиться в два часа) груз доставят "на склад получателя" - в данном случае это означает, что рыб должны были отвезти в океанариум Sochi Discovery World Aquarium и под надзором специалистов из России, Китая и Новой Зеландии выпустить в подготовленные для них аквариумы и бассейны. Однако на деле все прошло не так гладко.

В аэропорту выяснилось, что у компании ATEX International, которая занимается строительством океанариума (она выступает в роли инвестора, а работы осуществляет подрядчик - ООО "Сочиинвестстрой"), нет необходимых документов для ввоза рыб. Так, таможенники объяснили, что на расчетный счет не поступили необходимые платежи. Глава российского филиала ATEX International Амин Аззам рассказал журналистам, что немедленно внес в кассу 2,5 миллиона рублей наличными, но это не решило проблемы.

Оказалось, что таможенникам не были предоставлены документы, подтверждающие, что "складское помещение", куда отвезут рыб, принадлежит этой компании. Как впоследствии рассказали представители таможни корреспонденту РБК, на часть груза не было ветеринарных документов, а также брокерского договора (договор на проведение процедуры таможенного оформления, который заключается между клиентом и таможенным брокером). Улаживание вопроса заняло 14 часов. Между тем, самолет уже давно был разгружен, а рыбы все это время находились в пластиковых контейнерах, выставленных под сочинским солнцем.

К 23:30 оформление было завершено. К этому времени большая часть рыбок погибла - выжили примерно 800 особей, которых удалось спасти усилиями специалистов. 1 сентября известие об этом облетело все информагентства, причем сообщили о гибели рыб представители океанариума. Они утверждают, что таможенники "всячески затягивали" оформление и вывоз груза. Это замечание буквально взбудоражило блогеров: каждый третий комментатор записей о гибели рыб считает, что таможенники рассчитывали на дополнительное вознаграждение - то есть, говоря прямо, на взятку. Впрочем, любителей ставить заочные диагнозы в блогосфере всегда было много, и какими-либо доказательствами обвинения не подкреплены.

По словам Аззама, документов, подтверждающих, что помещение для рыб находится в собственности компании, действительно, не было. Глава российского филиала ATEX International утверждает, что их и не могло быть, так как океанариум еще не сдан в эксплуатацию. А этого, в свою очередь, нельзя было сделать без рыб - компания должна была сдать заказчику уже готовый объект.

В результате ATEX International, оценившая сумму ущерба в 480 тысяч долларов, подала в Арбитражный суд иск к сочинской таможне. Инвесторы пообещали, что океанариум все равно откроется вовремя - одновременно с Сочинским форумом 17 сентября. Только вот рыбу туда привезут уже другими путями - минуя злополучную таможню.

Рыба из партии для океанариума Sochi Discovery World. Кадр телеканала НТВ
Lenta.ru

Сами таможенники не только не считают себя виновными в гибели рыб, но и обдумывают подачу встречного иска о защите чести и достоинства. Представители сочинской таможни уже заявили, что им тоже жалко загубленный груз, но процедура таможенного оформления установлена действующими правилами, и в задачу представителей закона входит соблюдение всех инструкций, а позаботиться о том, чтобы все прошло без проволочек, должны были организаторы перевозки. На них, по мнению таможенников, и лежит ответственность за гибель рыб.

"Вести" приводят слова начальника сочинской таможни Светланы Степановой: "Получатель не проинформировал таможенный орган, какая часовая жизнедеятельность у этих рыб. Он все время врал". Что подразумевает Степанова под "часовой жизнедеятельностью", понятно не до конца - видимо, термин был изобретен специально для этого случая. А на обвинение во лжи получатели, в принципе, тоже могут ответить иском.

Надо сказать, что эту историю нельзя назвать беспрецедентной. Внимание к ней привлекли разве что масштабы случившегося и стоимость груза, а также то, что дело происходит в Сочи - все, что так или иначе связано с подготовкой к Олимпийским играм, не может остаться незамеченным. Между тем, ежегодно в аэропортах разных стран мира по тем или иным причинам погибают животные. Большинство из них гибнет по вине контрабандистов, которые пытаются провезти дорогостоящие и редкие экземпляры без каких-либо документов вообще. Но иногда печальные ситуации не связаны с преступной деятельностью.

Всего полгода назад блогеры оплакивали смерть верблюда, погибшего от духоты и шока на российско-украинской границе - тогда 20 калмыцких верблюдов везли транзитом в Болгарию, а с оформлением документов возникли традиционные проволочки. Остальным 19 животным впоследствии понадобилась помощь ветеринаров. В апреле 2008 года на украинско-российской границе от голода погибли обезьяна, тигр и верблюд из передвижного зоопарка - груз также был задержан из-за трудностей с оформлением.

Перечислять можно долго, и в каждом случае и у таможенников, и у владельцев животных будут свои аргументы и оправдания. Возможно, предотвратить повторение таких ситуаций можно только законодательными мерами. А убедить законодателей заняться этим вопросом могли бы международные организации, защищающие права животных - гибель рыб в Сочи выглядит как достойный их внимания повод. Но они, как и в истории с верблюдами, молчат.

< Назад в рубрику