В истории загадочного исчезновения, успешного обнаружения и триумфального освобождения сухогруза "Арктик Си" произошел новый поворот - спешно покинул Россию и уволился с работы журналист Михаил Войтенко. Во многом именно его усилиями злоключения мальтийского судна с российским экипажем заняли первые полосы мировых СМИ, а возглавляемый Войтенко ресурс в считанные дни превратился в один из главных источников информации об этом происшествии.
На момент написания этой статьи сайт "Морской бюллетень - Совфрахт", создателем и главным редактором которого был Войтенко, на запросы не отвечал. Раздав из Стамбула по телефону интервью нескольким изданиям, недоступен для связи стал и сам журналист, который за время эпопеи с "Арктик Си" превратился из известного узкому кругу специалистов обозревателя в популярного ньюсмейкера.
О том, что вокруг "Морского бюллетеня" что-то происходит, можно было догадаться еще в последних числах августа - сайт регулярно "падал", отключался на длительное время, а его главный редактор не мог внятно объяснить, когда он возобновит работу. 3 сентября в интервью изданию "Infox.ru", данному уже из Стамбула, Войтенко рассказал, что ему угрожали и у него были веские основания воспринять эти угрозы серьезно.
"Михаил Дмитриевич, так и так, ты сделал главную гадость 8 августа, ты дал новость про Arctic Sea. Все. К тебе нет претензий по поводу того, что ты говорил дальше... Наезжал на Рогозина... Митрофанова... Но ты поднял эту новость, это было крайне нежелательно", - так пересказал Войтенко слова позвонившего ему "серьезного" человека, который не представился, потому что "и так все понятно".
В изложении Войтенко, неизвестный продолжил свою мысль так: "Те люди, которым ты этой новостью перешел дорогу, очень тобой недовольны. На тебя заведут дело. А мы другие люди, государственные. С нас уже скандалов с Arctic Sea выше крыши. Если сейчас, Михаил, тебя посадят, то это будет новый скандал, который нам на хрен не нужен". И далее "серьезный человек" предложил журналисту "валить" из страны, причем очень быстро, в течение нескольких часов.
Главред не стал сомневаться в нешуточном характере угроз, в правоохранительные органы решил не обращаться, а воспользовался "добрым советом" и спешно выехал в Турцию. "Ни квартиры, ни семьи в Москве у меня нет, я бежал очень легко", - уточнил он. Из интервью Войтенко можно предположить, что телефонный разговор с неизвестным произошел 1 сентября. По другим источникам, беседа состоялась днем позже.
Корреспонденту "Ленты.ру" Войтенко рассказал, что воспринял разговор не как угрозу, а как предупреждение о том, что на него завели дело, в связи с чем ему лучше на время покинуть страну. Кроме того, журналист уточнил, что "там советуют и из Стамбула убегать". О своих дальнейших планах Войтенко ничего определенного не сказал.
На сайте компании "Совфрахт" 3 сентября было опубликовано обращение от имени Михаила Войтенко, в котором говорилось, что он находится в командировке в Стамбуле, где готовит "несколько интересных репортажей". Чуть позже на сайте "Русской службы "Би-Би-Си" появилось пояснение самого Войтенко о том, что его заставили подписать это обращение, так как компания "Совфрахт" якобы хотела избежать излишнего ажиотажа вокруг ситуации с "Арктик Си".
Ближе к вечеру все того же 3-го сентября пресс-служба "Совфрахта" сообщила о том, что Войтенко решил покинуть пост главного редактора "Морского бюллетеня". Находящийся в командировке в Турции журналист якобы сам позвонил генеральному директору предприятия и заявил о своей отставке. Такое решение, уточняет пресс-служба, Войтенко принял в связи с его же собственными "противоречивыми" заявлениями после отъезда из России. "Также он (Войтенко) заявил, что ему надоело "всем врать", - уточнили в пресс-службе.
В материалах, посвященных исчезновению "Арктик Си", операции по его освобождению и дальнейшим следственным действиям, Войтенко неоднократно высказывал опасения, что эта деятельность не пройдет для него бесследно. Он же одним из первых выдвинул версию, что причиной злоключения сухогруза и его команды является некий секретный груз.
"Наверное, можно с высокой степенью вероятности предположить, что весь сыр-бор из-за какого-то очень серьезного груза или материала на борту, мне кажется – посерьезнее, чем наркотики. Могу добавить от себя лично – ничего подобного не встречал, ни в своей жизни, ни в известной мне истории", - писал он еще 9 августа.
Журналист неоднократно заявлял, что не собирается расследовать истинные причины всей истории с сухогрузом, а действовал только ради спасения экипажа. "Экипаж жив. Сразу заявляю – считал и считаю сейчас, что шум по поводу исчезновения Arctic Sea был поднят правильно", - написал он 18 августа после обнаружения сухогруза. В этом же сообщении Войтенко уточнял, что "копать не собирается", потому что, во-первых, бесполезно, а во-вторых - "мне надо все-таки думать и о своей шкуре. Понимайте как хотите".
Статья завершалась такими словами: "Не знаю, чем это кончится для меня лично. Естественно, компания "Совфрахт" не имеет отношения к этой истории. То, что я в нее влез, это моя и только моя инициатива". В дальнейшем на сайте "Морского бюллетеня" неоднократно появлялись заверения, что после спасения экипажа Войтенко больше не будет интересоваться этой темой, поскольку предчувствует грозящие ему неприятности. Кроме того, журналист призывал и других не строить никаких версий, а интересоваться только фактами.
С ростом общественного интереса к делу "Арктик Си" возросла популярность и самого Михаила Войтенко - интервью с ним стали появляться во многих печатных и электронных СМИ, таких как, например, "Вести", DW-WORLD, "Эхо Москвы". В этих и других изданиях журналист часто высказывал версии о том, что сухогруз действительно участвовал в какой-то секретной операции, при этом всегда подчеркивая, что экипаж, скорее всего, использовали "втемную".
Отъезд и увольнение Войтенко произошли во время "информационной паузы" перед планируемым прибытием "Арктик Си" в Новороссийск для продолжения следственных действий и выяснения, был ли на судне запрещенный груз. Допросы моряков уже закончены, подозреваемые в захвате находятся в СИЗО, и общий интерес СМИ к этой теме стал угасать. Тем более что подавляющее большинство комментаторов уверены в бесперспективности попыток в ближайшее время узнать всю правду о случившемся с сухогрузом.
В интервью "РСН" член Общественной палаты адвокат Анатолий Кучерена заявил, что ввиду отсутствия заявления в правоохранительные органы от самого Войтенко проводить расследование или реагировать каким-либо другим образом на его слова об угрозах невозможно. "Если он напишет мне как председателю комиссии, я, безусловно, буду выяснять все эти обстоятельства, но сказать: "мне сказали – уезжай на 3 месяца, я сел в самолет и уехал" – это как-то неразумно", - охарактеризовал ситуацию известный адвокат.
Постпред России в НАТО Дмитрий Рогозин, действия которого часто критиковал Войтенко, в свою очередь заявил, что "тот ажиотаж, который поднят самим Войтенко вокруг его исчезновения - это некое продолжение физического и психического расстройства, которое его сопровождает последний месяц". Каких-либо других официальных комментариев в связи с последними заявлениями Войтенко пока нет.