В декабре прошлого года журналисты едва не похоронили гоночную серию Need for Speed. Последние эпизоды продавались очень плохо, да и оценками высокими похвастаться не могли. Поэтому в СМИ появились слухи, что руководство издательства Electronic Arts решило вообще закрыть сериал. Тревога оказалась ложной - в феврале текущего года EA анонсировала аж три новых части Need for Speed. Главной из них, без сомнения, является игра с подзаголовком Shift, которая буквально через несколько дней появится в магазинах.
Необходимость заучивать каждый поворот, умение четко переключать передачи, аккуратная работа рулем - любой поклонник Need for Speed скажет, что все эти словосочетания не имеют к играм серии никакого отношения. Так было до сих пор. Осознав, что лидерство в жанре аркадных гонок безвозвратно утеряно, и справиться с набравшей силу серией Burnout уже практически невозможно, сотрудники Electronic Arts решили попробовать свои силы в создании серьезных автосимуляторов.
Конкуренты в этом жанре, впрочем, тоже серьезные. Это и студия Polyphony Digital, которая уже больше десятка лет выпускает новые части Gran Turismo, и амбициозные разработчики из Turn 10 Studios, которые в 2005 году вышли на рынок с игрой Forza Motorsport, и довольно прочно там обосновались. Есть и другие компании - с не такими раскрученными, но от этого не менее качественными проектами. В EA соперничества, судя по всему, не боятся. Или надеются на то, что другие разработчики чересчур увлекутся борьбой между собой (в октябре на Xbox 360 выходит третья часть Forza, а где-то на горизонте уже маячит Gran Turismo 5 для PlayStation 3), и не заметят, как Shift украдет у них часть аудитории.
А вероятность того, что новая часть Need for Speed понравится геймерам, действительно высока. Начнем хотя бы с того, что выглядит игра очень достойно. Модели автомобилей и трасс, на которых приходится гоняться, если и уступают по качеству тому, что можно увидеть в GT или Forza, то совсем немного. С линейкой по автодромам явно никто не ползал. Но, например, грандиозная многокилометровая "Северная петля" трассы Nurburgring или тоже довольно известная Laguna Seca угадываются буквально с первых метров.
Модель повреждений в игре присутствует, однако полностью убить автомобиль при всем желании не получится. Даже для того, чтобы от кузова начали отлетать какие-то незначительные элементы, нужно пару-тройку раз целенаправленно протаранить на полной скорости отбойник. В большинстве случаев после заезда на машине остаются лишь внушительные царапины, полученные во время старта, когда гонщику нужно прорваться вперед, расталкивая неповоротливых соперников.
Несмотря на это, лучше не забывать о наличии педали тормоза и не входить в повороты на полной скорости, в надежде, что машина удачно срикошетит от стены. Раньше этот прием в Need for Speed был, наверное, самым действенным, но теперь разработчики полностью поменяли игровую механику. Отпускать педаль газа в Shift придется. И очень часто. В противном случае после каждого второго поворота придется вытаскивать свою машину из гравия, а противники в это время будут уходить все дальше и дальше.
Нельзя не сказать и про еще один неприятный эффект, возникающий после столкновений. Стоит игроку врезаться куда-нибудь, как картинка тут же размывается. Чем сильнее удар, тем меньше видно на экране, и тем дольше приходится восстанавливаться гонщику.
Что касается сюжета игры, то разработчики Need for Speed: Shift предлагают простой набор соревнований, в которых необходимо достичь определенных целей. Доехать до финиша первым - недостаточно. Нужно еще заработать достаточное количество очков, чтобы получить в награду дополнительные звезды. Позже это позволит повышать уровень гонщика и открывать новые, более сложные соревнования.
Get the Flash Player to see this player.
Очки зарабатываются довольно просто. Например, когда геймер придерживается правильной траектории, идеально проходит повороты или даже расталкивает соперников на трассе. В большинстве случаев на очки не стоит обращать внимания - система работает таким образом, что практически в любом заезде все эти условия выполняются самостоятельно. Иногда от игрока требуется, к примеру, проехать круг без столкновений или достичь определенной максимальной скорости на любом удобном участке трассы. Такие достижения награждаются отдельной звездой.
Помимо этого во время соревнований гонщик зарабатывает деньги. Причем столько, что недостатка в финансах игрок почти не испытывает. В дальнейшем деньги тратятся на покупку новых машин, а также на тюнинг. Надо заметить, что помимо косметических изменений, геймерам доступны и различные технические усовершенствования. Можно облегчить кузов, поставить более мощный двигатель и широкие колеса. Набор апгрейдов, по правде говоря, стандартный. Но и этого достаточно, чтобы превратить и без того мощный автомобиль в монстра.
Не во всех гонках требуется обгонять всех соперников. Иногда геймерам предлагают просто покататься по трассе в течение нескольких минут. За отведенное время достаточно просто установить лучшее время на круге, и все остальное будет уже неважно. Также есть специальный режим, где необходимо сойтись один на один с сильным противником и выяснить, кто же быстрее. Идею дуэлей портит то, что для победы вовсе не обязательно выкладываться по полной и тратить по сорок минут на какого-нибудь особо резвого соперника. Как выяснилось, достаточно просто вытолкнуть его с трассы и обеспечить отрыв в несколько секунд, пока он будет возвращаться обратно.
Еще один режим, который кажется в новой части Need for Speed лишним - это дрифт. Удивительно, но проходить повороты с контролируемым заносом на стандартных трассах гораздо проще, чем на специально оборудованных автодромах. Автомобиль категорически отказывается нормально ехать, норовя постоянно уткнуться в ограждение. В результате все это действо походит не на зрелищные сцены из кинофильмов, а на пляски коровы на льду.
С другой стороны, нельзя сказать, что и обычные гонки проходят идеально. Несмотря на все старания разработчиков, аркадное прошлое все же дает о себе знать. Искусственный интеллект не стесняется совершать глупости, а автомобили по своей физике больше напоминают резиновые мячики. К тому же многие модели ничем не отличаются друг от друга по своему поведению на трассе. И это несмотря на то, что в игре в принципе довольно мало машин - гораздо меньше, чем у той же Forza.
Еще можно покритиковать игру за довольно странные настройки управления. Без всевозможных современных систем, вроде ABS, на трассу лучше не соваться, хотя и с ними автомобиль может вести себя непредсказуемо. При этом стоит совсем чуть-чуть воспользоваться помощью компьютера, как любая гонка превращается в фарс. Машина начинает тормозить самостоятельно, и разве что только сама не рулит. Подобрать оптимальную схему нам так и не удалось. Пришлось осваиваться с местными законами физики.
Несмотря на все упомянутые недостатки, Need for Speed: Shift остается неплохой игрой. Разработчикам понадобится еще лет пять-шесть, чтобы выйти на уровень основных конкурентов. Но уже сейчас можно точно сказать, что Shift - это лучшее, что случилось со знаменитым гоночным сериалом за последние несколько лет.