Борьба с чрезмерными зарплатами российских руководителей – как менеджеров, так и чиновников – в 2009 году выразилась в том, что политики опубликовали декларации о доходах, а банкиры и главы госкомпаний временно отказались от части своих бонусов. При этом про госкорпорации все как-то забыли. Только в сентябре 2009 года выяснилось, что в них менеджеры зарабатывают больше, чем самые влиятельные чиновники, но меньше, чем руководители банков.
В последние месяцы государственные корпорации, которые сторонники такой организационно-правовой формы собственности называют явлением уникальным, а критики – убогим, не раз оказывались в центре внимания. Например, чиновники выяснили, что сама необходимость существования госкорпораций, столь яростно отстаиваемая государственниками в течение президентства Владимира Путина, во времена Дмитрия Медведева оказалась вовсе не очевидна.
Именно третий президент России в начале августа поручил Генпрокуратуре и Контрольному управлению главы государства провести проверку госкорпораций. Ведомства Юрия Чайки и Константина Чуйченко должны будут не только узнать, куда пошли государственные деньги и активы, переданные корпорациям, но и ответить на вопрос, нужны ли такие структуры вообще.
К середине сентября проверка должна быть в самом разгаре – работа подчиненных Чайки и Чуйченко будет завершена к 10 ноября.
Пока госкорпорации проверяет Генпрокуратура, журналисты российских деловых СМИ устроили собственное расследование положения дел в этих структурах. Особенно отличилась газета "Ведомости", в середине сентября опубликовавшая две заметки, посвященные зарплатам в госкорпорациях.
В частности, изданию удалось выяснить, что еще в июле на совещании у вице-премьера Сергея Собянина были одобрены принципы вознаграждения руководству госкорпораций. В документе, составленном в Минэкономразвития, указывалось, каким образом следует платить топ-менеджерам госкорпораций в зависимости от результатов их работы.
По данным "Ведомостей", чиновники разделили оплату труда на три части: оклад, социальный пакет и премии. В свою очередь, премии будут делиться на постоянные, квартальные или годовые, и переменные – в этом ничего нового нет. Новаторство Минэкономразвития заключается в том, что чем ответственнее должность в госкорпорации, тем большую часть оплаты ее сотрудник получает в виде переменной премии. Таким образом, топ-менеджеры будут заинтересованы в том, чтобы выполнять конкретные проекты, а не сидеть сложа руки.
Принципы, одобренные на совещании, пока еще не стали законом, так что как именно будут выплачиваться зарплаты и премии сотрудникам госкорпораций, еще неизвестно. Зато тем же "Ведомостям" удалось выяснить, сколько в госкорпорациях платили в 2008 году и в самом начале 2009-го.
Газета получила отчет Ernst & Young, сделанный по заказу правительства: в нем зарплаты в госкорпорациях сравниваются с зарплатами в российских банках и промышленных холдингах.
В исследовании сотрудники разделены на девять категорий по занимаемым должностям. На первом уровне Ernst & Young зарплату не считал, начав со второго (члены правления). Выяснилось, что сотрудники госкорпораций зарабатывают в месяц более 750 тысяч рублей, а в год – больше 11 миллионов.
Большинству россиян такая зарплата покажется заоблачной, но до банкиров сотрудникам госкорпораций далеко: на втором уровне сотрудники финансовых организаций получают по 1,9 миллиона рублей в месяц, или 22,4 миллиона рублей в год. В промышленных компаниях зарплаты составляют 843 тысячи и 19,5 миллиона рублей соответственно.
На остальных уровнях зарплаты отличаются уже не так разительно, причем, скажем, на пятом уровне в госкорпорациях получают больше, чем в частных компаниях, а на восьмом – больше, чем в банках. Тем не менее, в целом результат очевиден: в госкорпорациях сотрудники получают меньше, чем в финансовых организациях и промышленных холдингах. И это если считать результаты, полученные Ernst & Young, правильными: сотрудники госкорпораций, опрошенные "Ведомостями", отметили, что получают меньше указанных в отчете сумм.
Сравнивать зарплаты в госкорпорациях только с зарплатами в частных компаниях кажется не совсем корректным, ведь госкорпорации очень часто связаны с чиновничьей работой, да и идут в них проверенные правительством "бойцы". Например, "Роснано" возглавляет бывший министр и заместитель председателя правительства Анатолий Чубайс, а в "Росатоме" трудится бывший премьер-министр Сергей Кириенко.
Поэтому зарплаты в госкорпорациях будет вполне справедливо сравнить и с доходами чиновников.
Итак, в год в госкорпорациях, согласно данным Ernst & Young, члены правления получают в среднем по 11,3 миллиона рублей. Для сравнения, Владимир Путин в 2008 году, согласно его собственной декларации, заработал 4,7 миллиона рублей, а Дмитрий Медведев – лишь немногим больше четырех миллионов.
Впрочем, премьер-министр и президент – не самые высокооплачиваемые чиновники. Так, министр природных ресурсов Юрий Трутнев за год заработал 370 миллионов рублей. Естественно, что зарплата у него гораздо меньше; доход Трутневу принес капитал, полученный еще в 2004 году при продаже акций группы компаний "ЭКС".
Больше, чем сотрудники госкорпораций, получили в 2008 году министр транспорта Игорь Левитин (20,6 миллиона рублей), а также министр энергетики Сергей Шматко (чуть более 14 миллионов рублей). Остальные тягаться заработками с членами правления госкорпораций не могут, даже несмотря на то, что в свою декларацию чиновники вносят как зарплату на основном месте работы, так и дополнительные доходы.
Между тем, влияния на государственную экономику у министров несравнимо выше, чем у членов правления госкорпораций. Более того, имена руководителей госкорпораций даже неизвестны большинству россиян. Например, вряд ли кому-нибудь из читателей этой заметки знакомы имена рядовых членов правления "Ростехнологий" (Алексей Алешин, Николай Волобуев, Игорь Завьялов, Олег Чернов, Азрет Беккиев, Наталья Борисова и Владимир Кудашкин) или Агентства по страхованию вкладов (Валерий Мирошников, Андрей Мельников, Георгий Агапцев, Валерий Богданов, Марина Зиновина, Виталий Коношенков, Наталия Молодцова). Список можно было бы продолжать и дальше – фамилий, которые были бы на слуху, в нем нет.
Да и само существование ряда госкорпораций по-прежнему вызывает недоумение. Если то же Агентство по страхованию вкладов проявило себя во время кризиса с самой лучшей стороны, то вот назначение "Ростехнологий" или "Роснано" пока не слишком ясно. Также непонятно, зачем было выделять в отдельную госкорпорацию "Олимпстрой" – с разного рода ударными стройками раньше справлялись и без подобных структур. То же можно отнести и к "Автодору" и даже к "Росатому" – во всех других странах атомными электростанциями занимаются простые компании, пусть и с государственным участием.
Впрочем, вопрос о необходимости существования госкорпораций, повторимся, предстоит решать Генпрокуратуре и Контрольному управлению президента. Они же, вполне возможно, проведут и анализ расходования средств на зарплаты и бонусы руководителям этих структур.