Мир
20:59, 17 сентября 2009

Без зонтика США отказались от размещения системы ПРО в Европе

Четверг, 17-го сентября 2009 года, неожиданно стал поворотным днем в развитии одного из самых значительных и противоречивых сюжетов международной политики первого десятилетия XXI века: развертывания элементов американской ПРО в Европе. США объявили об отказе от планов, продвижением которых они занимались почти девять лет.

Сначала газета The Wall Street Journal опубликовала статью, в которой со ссылкой на информированные источники говорилось, что администрация Барака Обамы решила как минимум отложить развертывание радара и противоракет на территории Польши и Чехии. Срок отсрочки был охарактеризован кратко - неопределенный. Фактически уже это было равносильно отмене с таким трудом согласованных планов.

И тут же мировые СМИ взорвались сообщениями о ночном звонке Обамы премьер-министру Чехии Яну Фишеру, в котором американский президент проинформировал чешское руководство об отказе от планов развертывания ПРО в Европе. С утра же в Варшаву и Прагу направились американские официальные делегации. Тема визитов та же - ПРО. Только теперь, в отличие от напряженных переговоров последних лет, согласовываться будут не условия развертывания, а отмена этих амбициозных планов.

По версии WSJ, поводом для столь резких изменений стратегических планов США стала переоценка возможностей Ирана по созданию в ближайшем будущем как подходящей боевой ракеты, так и компактного ядерного заряда, который она могла бы доставить. Это действительно сложная технологическая задача, и нынешняя администрация сочла, что Иран справится с ней еще не скоро.

Нельзя сказать, что решение Вашингтона об отказе от размещения ПРО в Европе стало неожиданным. Слухи и всевозможные утечки о скором конце дорогостоящего проекта витали в европейских столицах уже несколько месяцев.

С помпой объявленная "перезагрузка" российско-американских отношений, основным спорным моментом в которой и была европейская ПРО, заставила многих восточноевропейских политиков изрядно понервничать. 16 июля 2009 года некоторые из них даже обратились к Бараку Обаме с открытым письмом, в котором просили президента США придерживаться более определенной и принципиальной позиции по отношению к Москве.

Тема ПРО занимала в послании важное место. Фактически, в переводе на нормальный человеческий язык это был крик о помощи: "Не бросайте нас один на один с Москвой! И не вздумайте отменять планы по ПРО!". Россию, уверяли хозяина Белого дома авторы письма, может подтолкнуть к сотрудничеству только жесткая позиция, подкрепленная конкретными действиями.

"Небольшое количество ракет не может представлять угрозу интересам России, и в Кремле это понимают", - заявили Валдас Адамкус, Лех Валенса, Вацлав Гавел, Александр Квасьневский, Март Лаар, Вайра Вике-Фрейберга и другие подписавшие послание политики. По их мнению, Вашингтон в вопросах ядерной безопасности Европы должен больше прислушиваться к мнению самих европейцев, чем к протестам Москвы. Иначе доверие к США в Центральной и Восточной Европе может снизиться.

Поводом для столь взволнованной реакции стала опубликованная несколькими днями ранее в польской газете Nasz Dziennik обширная статья, в которой утверждалось, что Белый дом отказался от планов по развертыванию ПРО в Европе.

Причем, по мнению газеты, пойти на попятную Вашингтон заставила именно Москва. Статья появилась по завершении московского визита Барака Обамы, который проходил 6-8 июля 2009 года. И хотя во время него Обама повторил известные аргументы о том, что ПРО не угрожает России и не направлена против нее, именно планы по ПРО стали одним из главных препятствий в согласовании условий нового Договора по ограничению стратегических наступательных вооружений.

О "прохладном" отношении Обамы к развертыванию противоракет в Европе было известно давно. И хотя он никогда категорично не заявлял о готовности остановить этот проект своего предшественника Джорджа Буша, объявленный демократической администрацией "новый курс" в отношении Ирана вызывал обоснованные опасения американской военной верхушки.

Раньше других нависшую над проектом опасность осознал директор агентства противоракетной обороны США, генерал-лейтенант Генри Оберинг. Он обратился к Обаме еще в ноябре 2008 года, когда тот был уже избран, но еще не въехал в Белый дом. Оберинг призвал не отказываться от планов по размещению ПРО в Европе ни при каких условиях. "С 2000 года, когда появилась эта программа, мы прошли длинный путь и постараемся сделать так, чтобы результаты нашей работы не пропали даром", - заявил генерал.

После вступления Обамы в должность появилась информация о якобы имевшей место секретной переписке между российским и американским президентами, в ходе которой Белый дом предложил сделку: отказ от ПРО в обмен на совместное принуждение Ирана к прекращению ядерной программы. В Москве и Вашингтоне информацию о "заманчивом предложении" официально опровергли. Но сам факт того, что бывшая "священной и неприкасаемой" программа может стать предметом сделки, к тому времени уже никого не удивил.

Тогда же весной Хиллари Клинтон пообещала уговорить Россию к сотрудничеству по ПРО. "Мне кажется, они начинают понимать, что этот проект не направлен против России", - заявила тогда госсекретарь. Однако дальше слов дело у нее не продвинулось. И "виновата" в этом не только жесткая позиция Москвы, которая не хотела допустить еще одного внешнеполитического проигрыша у своих границ. Все меньше энтузиазма стали проявлять сами американцы.

К тому времени уже не первый месяц мировую экономику сотрясал крупнейший за последнее время кризис, и забот хватало у всех. По сути бесплодный визит Обамы в Москву никак не отразился на его положении - вопросы разоружения и ядерного сдерживания явно отошли в мировой повестке дня на второй план. На первом прочно обосновалась экономика.

Скрытую борьбу в американской администрации вокруг дальнейшей судьбы европейской ПРО обнажило выступление в Сенате министра обороны США Роберта Гейтса, который заявил, что Россия все-таки по-новому оценила иранскую ракетную угрозу и смягчила свое отношение к американской ПРО. Произошло это якобы во время встречи Гейтса с российским премьером Владимиром Путиным.

Дескать, Москва считала, что Иран в течение ближайших десяти лет не сможет создать реальную угрозу мировой безопасности, а ему, Гейтсу, удалось русских переубедить. Более того, по его словам, Пентагон даже взялся за разработку планов по размещению некоторых элементов ПРО... на территории России.

В ответ российский МИД выразил недоумение и предположил, что СМИ как-то неверно передали слова главы американского оборонного ведомства. От развернутых комментариев на Смоленской площади отказались, а вот в Минобороны заявили, что никаких предложений о размещении элементов американской ПРО на российской территории не получали и с планами такими не знакомы.

Разгар лета также не принес определенности. После визита в Москву и получения письма восточноевропейских политиков с мольбой не оставлять их наедине с Россией, Барак Обама поручил своим советникам проанализировать реальность иранской ракетно-ядерной угрозы. На подготовку доклада он отвел два месяца. Срок истекает в 20-х числах сентября, и аналитики надеялись узнать, что же станет с ПРО, к концу месяца.

Однако Обама объявил о закрытии программы на несколько дней раньше. И, по всей видимости, лично он принял это решение уже давно. Еще отвечая на нашумевшую публикацию в польской газете, представитель его администрации не опроверг наличие планов по сворачиванию работ по ПРО. "Я бы назвал это сообщение неточным", - заявил представитель Госдепартамента. По его словам, анализ стратегии противоракетной обороны ведется постоянно и "пока не достиг завершения".

Возможно, еще одной причиной поспешности Белого дома является намеченный на 24-25 сентября саммит "Большой двадцатки", который пройдет в Питтсбурге. Если к тому времени решение о сворачивании европейской ПРО уже будет принято и доведено до сведения всех участников встречи, в ходе нее удастся продвинуться в решении других, более важных для Вашингтона проблем.

P.S. Во второй половине дня 17 сентября Варшава и Прага официально подтвердили, что США отказались от планов размещения радара и противоракет в Европе. Объявлено, что к концу дня с официальной речью по этому поводу выступит сам Барак Обама.

Владислав Гордеев

< Назад в рубрику