Россия
21:06, 22 сентября 2009

Остаться неизвестным В Москве скончалась легендарная разведчица Елизавета Мукасей

Удел удачливого разведчика - неизвестность. Всемирная слава, первые полосы газет, репортажи и книги закладывают основы будущей легенды, однако для профессионального шпиона все это означает только одно - провал. Михаил и Елизавета Мукасей счастливо избежали этой участи. Но супругам также повезло застать время публичного признания их заслуг. Михаил Мукасей прожил 102 года и скончался в августе 2008 года, его жена Елизавета умерла в ночь на 19 сентября 2009 года. Легендарной "Эльзе" было 97 лет.

Первое большое задание супруги выполняли по линии военной разведки в Лос-Анджелесе. Их положение было вполне легальным, в 1939 году Михаил Мукасей официально был назначен советским вице-консулом. Позже к нему присоединилась жена Елизавета, которая приехала в США с двумя маленькими детьми.

На первый взгляд, Лос-Анджелес для разведки оперативного интереса не представлял. Однако там, в сердце богемной Америки, легко было завести знакомства с людьми, вхожими в коридоры власти и владеющими ценной информацией. Поэтому, помимо сбора информации от советских разведчиков-нелегалов, работавших в США, гостеприимная и милая семья вице-консула вела активную светскую жизнь.

Писатель Теодор Драйзер звал их просто Майклом и Лиз, часто бывал в гостях у русских дипломатов музыкант Леопольд Стоковский. Среди знакомых семьи были Мэри Пикфорд, Дуглас Фербенкс, Уолт Дисней, Владимир Горовиц. Особые отношения связали Михаила и Елизавету с гениальным Чарли Чаплиным.

По воспоминаниям сына разведчиков кинооператора Анатолия Мукасея, именно в Америке он еще в детстве заразился "бациллой кино". "Несмотря на крохотный возраст, я запомнил дядю Чарли, - рассказал Анатолий Мукасей в интервью газете "Известия". - Папа с мамой стали первыми зрителями фильма "Великий диктатор"... А еще папа научил Чаплина пить русскую водку. И никогда не забуду, как после ужина, под столом, накрытым длинной скатертью, я играл с пьяным дядей Теодором".

Маленький сын потомственного кузнеца из Минской губернии и девушки из бедного рабочего поселка под Уфой играет под столом с подвыпившим Теодором Драйзером... Начало биографии будущих "Зефира" и "Эльзы" такого поворота событий не предвещало.

Спасаясь от голода и разрухи, в конце 1917 года семья 5-летней Лизы Емельяновой переехала в Ташкент. Девочка окончила школу в интернате и в 1929 году поступила на биологический факультет Ленинградского университета. Там же в Ленинграде она познакомилась со своим будущим мужем Михаилом Мукасеем, который, работая на Балтийском заводе, окончил рабфак и получил направление в Институт восточных языков. Специализировался он на бенгальском и английском языках.

Окончив университет, Елизавета работала на фабрике, а перед поездкой в Америку была уже директором школы рабочей молодежи. Михаил Мукасей в 1937 году стал слушателем школы разведуправления Красной Армии.

Информация, которую супруги передавали из Лос-Анджелеса, получила высокую оценку в Москве. После начала войны задания следовали одно за другим. Одним из самых ответственных было поручение выяснить, собирается ли в ближайшее время Япония вступить в войну на стороне Германии. Подтверждение отрицательного ответа на этот вопрос позволило советскому командованию перебросить с Дальнего Востока дивизии, которые очень нужны были на фронте.

В 1943 году командировка закончилась, супруги вернулись в Москву. После освобождения Белоруссии Михаил Мукасей узнал, что его родители и родственники, оставшиеся на оккупированной территории, погибли. Почти все жители еврейского поселка Замостье, в котором родился Мукасей, были расстреляны фашистами.

По возвращении на родину Михаил Мукасей был назначен заместителем начальника учебной части разведшколы, а его жена стала секретарем художественного совета МХАТа. Однако в 1947 году обоим супругам предложили пройти спецподготовку для работы в "особых условиях". Началась учеба, "Эльза" изучала немецкий и польский языки, а также училась работать с рацией.

К началу учебы Михаилу Мукасею уже исполнилось 40 лет, а в 1955 году, когда ему было больше 48-ми, для него начался более чем двадцатилетний период работы в качестве разведчика-нелегала. Работа под прикрытием в консульстве хоть и была сложна, но все же не требовала "перевоплощения" в другого человека. Разведка на нелегальном положении - это фальшивые документы, выдуманные биографии, разлука с детьми.

Дочь разведчиков Элла Михайловна так описала отъезд родителей: "Попрощались, и он (отец) почему-то не вышел в дверь, а выпрыгнул в окно и пошел через задний двор. "Так надо", - объяснила мама. Потом уже она сказала, что должна поехать к папе - "мы выполняем особое задание". Я тогда училась в седьмом классе, Толя - в пятом. Мне было очень тяжело без мамы. Ночами плакала...".

Основной работой разведчиков была организация двусторонней связи с Москвой с помощью рации. В центр передавалась информация от советской резидентуры в зарубежных странах, в ответ разведчики получали инструкции и дальнейшие задания. Причем все это было связано с немалым риском: приходилось много разъезжать, устраивать тайники, организовывать встречи. Стоило хоть кому-то из работавших на Москву резидентов попасть под подозрение, и контрразведка неминуемо вышла бы на семью Мукасеев.

На первых порах прикрытием Михаила было предприятие по торговле мехами. К большой радости своего компаньона он полностью доверил ему ведение дел, а сам долго занимался поиском подходящего дома, из которого было бы удобно вести радиообмен с Москвой. Это сейчас, в эпоху развитого интернета и других видов коммуникации, подобная задача кажется чем-то экзотическим. А тогда преодолеть "железный занавес" можно было только с помощью рации.

Потом была работа в других странах, в том числе в США и в Израиле. Кроме обязанностей радистки, что само по себе требовало немалой изобретательности и высокого профессионализма, "Эльза" выполняла и множество других заданий руководства. Так, например, однажды ей пришлось "стать" двоюродной сестрой советского разведчика-нелегала, который умирал в чужой стране. Елизавета Мукасей блестяще справилась с заданием, сумев не только сохранить легенду разведчика, но и похоронить его по-человечески.

Елизавета Мукасей. Кадр телеканала "Россия"
Lenta.ru

Елизавете разрешали раз в два-три месяца ненадолго навестить детей, Михаил бывал дома гораздо реже. Одним из самых длительных, почти на целый месяц, стал визит на родину в 1958 году, когда в семье сыграли сразу две свадьбы. Вышла замуж дочь Мукасеев, а сын Анатолий женился на Светлане Дружининой, актрисе, ставшей в будущем режиссером.

В 1977 году разведчиков-нелегалов, сумевших более 20 лет проработать без провала, вернули на родину. Супруги занялись преподаванием, оба передавали свой опыт будущим разведчикам. Елизавета и Михаил Мукасеи стали авторами учебников и пособий для разведшкол. Их деятельность была отмечена государственными наградами и почетными званиями.

Прошло время, и о некоторых аспектах их некогда глубоко засекреченной работы можно было уже говорить публично. В 2004 году вышла в свет книга супругов "Зефир и Эльза. Разведчики-нелегалы." Впрочем, и при ее написании Мукасеи остались верны делу своей жизни - книга написана интересно, но полностью профессиональные секреты разведчиков в ней, разумеется, не раскрыты.

В 2005 году в рамках премии "Российский Национальный Олимп" супругам присвоили почетный титул "Человек-легенда" как выдающимся разведчикам-нелегалам.

В одном из интервью Михаил Мукасей рассказал, что во время работы за рубежом они даже наедине друг с другом общались на немецком, английском или польском языках, в зависимости от обстоятельств. Но вот когда нужно было обсудить что-то очень важное, выезжали за город (дома серьезные вопросы никогда не обсуждались), бродили в лесу и говорили по-русски. И это всего лишь одна из привычек профессиональных разведчиков.

< Назад в рубрику